Дипломатия азовского столкновения
Путин повышает ставки перед встречей с ТрампомВсе шло к тому, что Азовское море и Керченский пролив станут ареной полугорячего столкновения между Украиной и Россией. Москва, которая в последнее время испытала ряд дипломатических поражений и имиджевых потерь, остро нуждалась в предлоге для демонстрации своей силы. К тому же рейтинг Путина начал падать со все большей скоростью и внешнеполитический успех, пусть и в пропагандистском оформлении, оказался крайне необходимым. Все это обусловило азовское обострение, если судить по внутриполитической российской ситуации.
Украинская часть тоже распадается на внутреннюю и внешнюю. Надо откровенно сказать, что поход украинских катеров был подготовлен из рук вон плохо. Здесь мы не рассматриваем морскую составляющую. Поговорим о военно-технической и дипломатической.
Проход наших катеров в сентябре в Азовское море наделал много шума в Белокаменной и произвел там довольно сильное впечатление. Не трудно было догадаться, что в Кремле обязательно на следующий подобный случай приготовились, и будут действовать максимально жестко.
Отсюда следовала необходимость предусмотреть различные варианты, в том числе и откровенной провокации с использованием оружия и возможной стрельбы на поражение. Сентябрьский проход в Москве рассматривали как унижение и покушение на российскую принадлежность Крыма. Нет ничего удивительного, что российские военные и пограничники устроили дерзкую провокацию. Гораздо важнее для нас, почему к этому не были готовы украинские моряки. Почему их не сопровождали, и не была обеспечена соответствующая поддержка.
Если задумали идти на обострение, а это действительно так, то следовало соответствующим образом подготовиться и четко дать понять противной стороне о готовности к отпору. Не в том сейчас Россия положении, чтобы затевать очередную войну с Украиной. Агрессор понимает только язык силы. Если сейчас у нас такой силы нет, то не следует затевать подобные мероприятия, в результате которых наш и без того слабый флот несет материальные потери, но что еще важнее, в плен попадают наши люди. И все это исключительно из-за недоработок военных и дипломатов, отсутствия согласованных действий между различными родами войск. Возникает естественный вопрос о качестве высшего командного состава наших ВМС и возможных организационных и кадровых решениях с целью улучшения положения.
И еще одно. Наша страна очень уязвима со стороны морей. Как Черного, так и Азовского. Наши ВМС не отвечают задачам, которые должны решать по защите наших территориальных вод и экономической зоны.
Флот — дорогой вид вооруженных сил. Это не только корабли, порты, береговая инфраструктура и авиация. В еще большей мере — это подготовленный личный состав по всей вертикали. Тем не менее, без соответствующих расходов обойтись невозможно. Если американцы предлагают нам свои корабли, то следует их брать. Косвенно это подтверждается нервной реакцией в Москве на такую перспективу.
Россия воспользуется произошедшим для демонстрации своей силы и слабости Украины. Следует ожидать пропагандистского наполнения на федеральных каналах для Запада. Вот в Киеве заявляли, что у них самая сильная армия в Европе, а на деле не могут даже три катера свои защитить. Надо ясно понимать, что нанесен удар по имиджу страны и в значительной степени мы сами в этом виноваты. Голову посыпать пеплом не нужно, а вот необходимые выводы в самом широком смысле сделать крайне важно.
После того, как Путин заявил, что ждет смены власти в Украине в результате выборов в марте и осенью будущего года, стало очевидной тактика Москвы на подрыв рейтинга президента Порошенко. Игра эта многокомпонентная и военно-стратегическая составляющая в ней одна из многих. Тем не менее, азовский инцидент должен, по мысли московских планировщиков, должен был бы значительно снизить поддержку Порошенко. Ведь удар наносится по нему как главнокомандующему. В стране, которая ведет войну, это существенно.
Вторая составляющая — это вероятность возникновения паники в Украине из-за угрозы новой войны. На этой волне в Москве надеются на рост пацифистских настроений и увеличение поддержки так называемой партии мира и соответствующих пророссийских политиков, которые откровенно ведут к сговору с агрессором на его условиях. Как следствие, в соседней стране надеются на приход к власти в Украине так называемых договороспособных политиков. Приводить их перечень нет необходимости, они у нас хорошо известны по многочисленным билбордам и выступлениям на ток-шоу.
Наверное в Москве не ожидали возможного введения в Украине военного положения и, несколько вероятного, но переноса выборов. При этом каждая новая подобная провокация будет только способствовать принятию украинским руководством подобного варианта действий. И тогда вся московская конструкция разрушается как карточный домик.
И последнее. Международная реакция на российскую провокацию оказалась совсем не такой, на которую в Москве рассчитывали. Больше всего должна обескуражить Турция, которая выступила с достаточно жестким заявлением. Дело идет к тому, что так или иначе, но корабли стран НАТО по украинскому приглашению появятся в Азовском море. И тогда нынешняя провокация отольется России совсем другими последствиями, которых она так старается избежать.