Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Долгая дорога в НАТО

13 июня, 12:07

На днях генсек НАТО Йенс Столтенберг в ходе встречи с украинским министром обороны Степаном Полтораком отметил: «Принцип открытых дверей – один из основных принципов НАТО является актуальным как для Украины, так и для других стран. Считаю историческим событием, что в новом здании штаб-квартиры Альянса я первым министром из стран-партнеров принимаю министра обороны Украины». Хотя конкретики в этих словах не слишком много, всё же звучат они обнадёживающе.

Прежде чем переходить к разговору о дальнейших перспективах украинско-НАТОвских отношений, стоит обратить внимание на одно обстоятельство. Субъективно у той и у другой стороны может быть масса возражений против взаимного сближения. Но объективный интерес настолько активно подталкивает к нему и нашу страну, и альянс, что выбирать особенно не из чего – альтернативы есть, но более чем мрачные.

Положение Украины в подробном разъяснении не нуждается. Понятно, что тому, кто имеет сильных врагов, нужны и сильные друзья. А искать их за пределами НАТО вряд ли имеет смысл.

Но и другая сторона чрезвычайно заинтересована в союзе. Крах Украины (и утрата ею если не формальной, то фактической независимости) означает чрезмерное усиление России и дестабилизацию положения в Европе.

Теперь же перейдём к главному. Было бы большой ошибкой представлять себе и НАТО, и Украину как нечто монолитное. На самом деле с обеих сторон существует чрезвычайно неоднородное сообщество сил, желаний и интересов. Привести их к общему знаменателю чрезвычайно трудно – но есть надежда, что всё-таки возможно. Украина и НАТО – это молекулы из множества атомов, каждый из которых имеет разную валентность.

Для начала рассмотрим Украину. Можно ли с полной уверенностью считать её страной, ориентированной на интеграцию с Европой и вступление в НАТО? Вопрос, как говорится, объявляется хорошим. Если некто скажет, что Революцию Достоинства совершили украинцы, против этого трудно будет что-то возразить. Но ведь и Януковича президентом выбрали, мягко говоря, не португальцы. Речь не идёт о переломном для всех нас 2014 годе – даже сейчас, на пятом году войны, по данным социологической группы «Рейтинг», на референдуме о вступлении страны в НАТО «за» проголосовали бы 43 процента украинцев, а 33 процента – «против». При этом нужно учитывать, что значительная часть населения Донбасса (а Россия в своих расчётах в значительной мере опирается на эти регионы) в опросе не участвовала, речь идёт лишь о той территории Украины, которую сейчас полностью контролирует Киев.

Как видно, ни одна сторона не имеет прочного большинства, а европейские политики не настолько наивны, чтобы выстраивать свою стратегию на зыбком фундаменте. Уж лучше вовсе не иметь союзника, чем иметь союзника ненадёжного.

Но и с западной стороны дело обстоит не намного более определённо. Казалось бы, в Германии существует мощное пророссийское лобби, тогда как США – естественный экономический конкурент России, имеющий планы поставки в Европу сжиженного газа. Исходя из экономических условий, можно вообразить политическую позицию этих государств. А в реальности, как замечает Сергей Грабовский в статье «Берегите Ангелу Меркель!», всё намного сложнее. Американский президент Дональд Трамп предлагает вернуть Россию в «Большую семёрку» без каких-либо условий – что, очевидно. Канцлер ФРГ Меркель в ответ твёрдо заявила: «Мы все согласились с тем, что возвращение России на саммиты «Большой семёрки» не может произойти до тех пор, пока не будет достигнут существенный прогресс в связи с проблемами в Украине. Это было общее мнение». Надо полагать, не только о НАТО, но и о Германии нельзя говорить как о едином целом – налицо столкновение множества мнений, каждое из которых подкреплено серьёзной социально-экономической силой.

Конечно, ожидать в этом вопросе какой-то конкретики сейчас ещё рано. Минувшим летом Пётр Порошенко на совместной пресс-конференции с тем же Йенсом Столтенбергом чётко обозначил срок, к которому Украина должна достичь стандартов НАТО: 2020 год.

На первом месте, как говорилось выше, стоит объективный интерес, который способен пробить себе дорогу сквозь любые обстоятельства. И с ним ничего не поделаешь: Украина объективно заинтересована в НАТО, а НАТО в Украине.

Потому относительно решения вопроса сомнений нет. Сомнения есть лишь по поводу сроков.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать