Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Должны выиграть эту войну

Как благодаря СМИ россияне и сепаратисты в оккупированном регионе цинично уничтожают Украину в сознании граждан
03 января, 16:04
Фото Reuters

Считаю уместным высказаться в поддержку Министерства информации в целом и инициатора его создания Юрия Стеця. Шаг запоздалый, но в правильном направлении: информационную войну с таким мощным противником, как РФ, с помощью имеющихся средств, включая амбициозных блогеров и патриотические газеты, не выиграть. Нужна системная, целенаправленная работа с привлечением специалистов, средств и, что не менее важно, - необходима поддержка медиа-сообщества. Пока еще не получив ни первого, ни второго пан Стець подвергся безумной критике коллег, которые увидели в лице нового министерства только цензора и вовсе не приняли во внимание, что сам министр рассматривает свое детище как инструмент сопротивления чужой агрессии.

Похоже, многие наши коллеги, да и не только они, имеют лишь поверхностное представление о том, что в действительности происходит в Донбассе.

Сегодня там убивают наших соотечественников не только физически: благодаря СМИ россияне и сепаратисты в оккупированном регионе цинично уничтожают Украину в сознании граждан. Ложь непрерывно и беспрепятственно льется с телеэкранов на оккупированной территории много дней. Украинских телеканалов в родном для меня Киевском районе Донецка нет уже полгода. Так же и на других захваченных территориях. На телеэкранах, а также в созданных оккупантами радио и газетах отсутствует Украина, а есть «хунта», стреляют исключительно «укропы», они, а не боевики уничтожают инфраструктуру и т. п.

В целом четыре десятка российских телеканалов ежедневно промывают мозги обывателей Донецка и других городов в духе ненависти к Украине. Даже во время футбольного матча между «Шахтером» и «Металлургом», который транслировал один из донецких телеканалов, бегущая строка оба тайма призывала зрителей «остановить карателей, дать отпор хунте, фашистам» и так далее. Это о нас с вами, для ясности. Благодаря такому ТВ даже у адекватных людей «едет крыша». После такого зомбирования и при отсутствии альтернативной информации Украина, кажется, теряет последние симпатии своих граждан на Востоке. Государство до сих пор ничего не сделало, чтобы услышали его позицию в оккупированном Донецке и других городах. Спросите в любого представителя Донецка о мирном плане Порошенко, Минских договоренностях, услышите ответ в духе Киселева-ТВ.

Жителям до недавнего времени шахтерской столицы благодаря террористическим СМИ настолько запудрили мозги, что в обстрелах в Донецке они обвиняют только одну сторону - украинскую.

Но есть люди, которым невмоготу наблюдать, как искажается реальность.

- Игорь, позвони нашим телеканалам, пусть расскажут, что сейчас выше моего Ленинского проспекта на улице Куйбышева просто с КАМАЗов ведут минометный обстрел центрального парка и стадиона «Шахтер»... Сам видел, это боевики стреляют, а обвинят украинцев, потому что так покажет их телевидение, - звонит по телефону мой товарищ из Донецка, ветеран вооруженных сил, который из-за проукраинской позиции уже побывал в подвале их «гестапо», но не испугался, не выехал и верит в нашу победу. Он каждый раз возмущается бессмыслицей из террористического телевидения в надежде, что в Киеве власть найдет способ хоть информационно, правдой, поддержать людей, которые не отреклись от своей Родины в условиях оккупации. И таких земляков, как мой хороший товарищ, на Востоке немало.

Здесь стоит вспомнить, как весной, еще когда донецкой власти с Киевом при желании по силам было остановить превращение города миллиона роз в город ужасов, я поинтересовался у известного украинского политолога судьбой родного края.

- Будет много крови и жертв, однако Донбасс останется с Украиной, - ответил он. И рассказал, как попробовал предложить СНБО запустить механизм противодействия информационной агрессии соседа.

- Пришел с конкретной программой, есть не только определенные наработки, но и успехи. Меня выслушали с интересом, идеи восприняли, однако, сославшись на то, что этим некому заниматься, обещали к разговору вернуться позже, - политтехнолог развел руками.

Почему-то этот эпизод вспомнился, когда одна новоиспеченная депутатка выразила абстрактно мотивированное сомнение в деятельности министерства. Кажется, пани работала раньше в СНБО.

Не лишним будет напомнить: с начала агрессии в Крыму ни одна государственная структура не выдвинула ни одной идеи, не предприняла и шага, чтобы  хоть как-то противодействовать зомбированию соотечественников.

По-моему, наивно считать, что навязанная жителям оккупированного Донбасса антиукраинская матрица законсервируется в этой криминальной зоне - совсем нет. Пораженные российской пропагандой жители едут за пенсиями в Украину, где описывают свою жизнь словами из сепаратистского зомбоящика. Родственники и знакомые на освобожденных территориях Донецкой области, как правило, сочувствуют «пострадавшим от хунты»: ну как им горемычным не верить, если десятки телеканалов непрестанно во всех грехах обвиняют украинских военных. Хотел бы напомнить, что Донецкая областная государственная телерадиокомпания, которую сепаратисты превратила в настоящее «министерство лжи» перешла в руки новых хозяев без всякого сопротивления местных правоохранителей ровно за месяц до президентских выборов. Представьте, сколько грязи вылито за это время...

И вот стоило заявить о создании структуры для отпора антиукраинской пропаганде на государственном уровне - пошла критика, дескать, Мининформ угрожает свободе слова и другим демократическим ценностям.

Обратил внимание: это повторяют как мантру на столичных телеканалах известные разве что в блогосфере журналисты, которые газет не создавали, а бурный Донбасс видели или один раз, или по телевизору.

Подождите, уважаемые оппоненты, у меня и многих уроженцев Донетчины отобрали Отчизну, и мы приветствуем любые средства, которые употребит государство, чтобы малую родину нам вернуть. За весь край расписаться не могу, но подобные мысли можно услышать не только от выброшенных из родного дома под угрозой оружия журналистов.

Как мне кажется, пан Юрий Стець как раз и взялся за новую структуру, когда увидел реальный Донбасс и его жителей. Вероятно, два месяца пребывания в нашем крае, где он начал выпускать газету, подтолкнули к выводу: усилий отдельных людей слишком мало, чтобы противодействовать мощной и аморальной пропагандистской машине, которая уже подмяла мозги пяти миллионов и пойдет дальше, если не остановить.

Вот, что я предлагаю:

1.      Немедленно найти техническое решение для прекращения антиукраинской телевакханалии в Донецке.

2.      Создать на территориях, граничащих с оккупированными, мощности для распространения теле- или радиосигнала. В идеале нужно вооружиться опытом «Голоса Америки» или «Радио Свобода» со времен холодной войны.

3.      Людей, курсирующих между оккупированными территориями и Украиной, тотально информировать. Например, издавая ежедневный информационный бюллетень «Правда о Донбассе» для бесплатного распространения. Это недорогой проект, не «Вести».

4.      Коммунальные СМИ в городах рядом с оккупированными должны давать реальную картину того, что происходит за линией фронта, а не транслировать известно какие взгляды до сих пор «привластных» регионалов.

Коллеги журналисты! Мы с вами точно знаем: идет война, и если враг победит, то не будет и наших СМИ. Поверьте мне, как редактору украиноязычной газеты, чей офис в Донецке разрушили боевики – сотрудничать с властью так называемых республик и их кукловодами невозможно априори. Они пришли, чтобы нас уничтожить. Не будем строить иллюзии: после Донбасса враг двинется дальше.

Поэтому не надо наемников с уголовниками на страницах многих СМИ называть ополченцами, а квазиобразование – ДНР. Какие же они народные, если истребляют мирных граждан, разрушают их жилища, лишают работы и забирают будущее у целых поколений.

И еще о деньгах, ведь как же без них в нашей расходной сфере? Не по слухам известно – на создание пророссийского регионального имиджа СМИ Донецкой области выделялись из областного бюджета миллионы. А сегодня местные СМИ брошены на произвол судьбы.

Например, вынужденный выехать из Донецка я с единомышленниками на свободе и в оккупации за собственные средства выпустил несколько номеров газеты «Донеччина» и направил тираж подписчикам на освобожденных территориях. Реакция оказалась прогнозируемой: после первого же выпуска в сентябре целую неделю в покинутую редакцию приходили боевики, явно же не для того, чтобы поблагодарить за объективное освещение их террористической деятельности. Не удивили и соучредители из Донецкой ОДА – в деньгах на издание газеты отказали. Вот такие реалии.

Еще один вызов, на который в стране некому системно реагировать, - резкое ухудшение финансового состояния местных газет: печатные СМИ на освобожденных территориях Донбасса обнищали так же, как и население. Не факт, что в условиях, когда бюджет нечем наполнять, городские советы и районные администрации смогут выполнить свои обязательства перед основанными ими изданиями. Уже сегодня редакторы газет, которые частично финансируются из местного бюджета, бьют в набат - подписная кампания-2015 провалилась, российская бумага непомерно подорожала, а рекламных поступлений просто не стало. Можно ли здесь чем-то помочь на уровне городов, районов и областных администраций? По-видимому, нет - спасать местную прессу от глубочайшего кризиса, который схватил за горло, некому.

Ни гуманитарный вице-премьер, ни Госкомтелерадио достаточных механизмов не имеют, а НСЖУ хотя и влиятельная организация, но по сути своей глубоко общественная.

К слову, правление нашего союза активно выступило против создаваемого Мининформа, призвав, однако, к скорейшему разгосударствлению прессы, словно именно в этом ключ от всех проблем. Как рядовой член НСЖУ и редактор единственной на Донбассе украиноязычной газеты «Донеччина», которую мы разгосударствляли еще в первые годы независимость, заявление правления не поддерживаю. Объясню почему.

Во-первых, разгосударствление даже той небольшой части коммунальных  газет, которая осталась на плаву в нынешних условиях, вовсе неактуально. У нас война, и все государственные ресурсы нужно направить на борьбу с агрессором, а не устраивать аукцион по распродаже СМИ.

Во-вторых: разгосударствление даже при более благоприятной ситуации, в мирное время нанесет смертельный удар по украиноязычным газетам не только на Востоке. Последних из могикан если и купят, то при условии перехода с украинского языка на русский.

Подобные превращения без принятия законов и постановлений с подачи региональной власти коснулись почти десяти районных газет Донетчины. Никто из моих коллег русификации изданий, которые еще в советское время выходили на украинском, не сопротивлялся.

По моему убеждению, без протекционизма государства украиноязычные газеты обречены на вымирание.

Теперь относительно бюджета Мининформа – четыре миллиона гривен в год кто-то считает значительной суммой. Для сравнения: еще в прошлом году Донецкий облсовет выделял из областного бюджета в поддержку местных СМИ и книгоиздания восемь миллионов гривен или миллион долларов по тогдашнему стабильному курсу. Значительная часть этих денег была направлена на поддержку и без того небедных негосударственных СМИ, лично подконтрольных Ринату Ахметову.

Контент этих газет и телеканалов на 99 % русскоязычный. Это я к тому, какой язык на Донбассе притесняли. Надо ли напоминать, что именно в СМИ холдинга донецкого олигарха показывали примеры, как защищать край от «фашистов и бандер», радовались приходу «русской весны» и изо всех сил кричали «Донбасс не слышат!».

Узнав, что новый министр планирует открыть свой офис в Славянске, могу сказать одно: в городе немало людей, которые поддерживают честную, прозрачную, патриотичную журналистику. Это и исполняющий обязанности мэра, председатель местной ячейки НСЖУ Олег Зонтов, издатель Виктор Бутко, мой коллега Виктор Скрипник, который из оккупированного Славянска обращался со страниц «Донеччини» к Путину «на понятном ему языке» с требованием, чтобы забирал своих террористов.

А еще, кроме журналистов и интернет-изданий области, чья работа на виду, новой структуре с удовольствием подставят плечо общественные деятели и активисты, которые есть в каждом городе.

Не могу не вспомнить и Петра Гайворонского, педагога из Красноармейска, чью публицистику о войне печатает «Донеччина», а вот на днях за средства автора и неравнодушных украинцев увидела свет отдельная книжка. Отрывки ее удалось разместить в газетах Винницы, Белой Церкви, Слобожанщины. «Там есть правда о Донбассе», - объясняли свое решение печатать нашего автора мои коллеги, и я был приятно поражен их позицией, ведь в самом Донбассе некоторые газеты до сих пор не показывают, откуда пришла беда на нашу землю.

И в конце, абстрагируясь от того, будет Мининформ успешным или нет, каждый из нас, журналистов,  должен делать свое дело ответственно и на совесть. У нас сегодня одна цель - победить в информационной войне. И это должно объединить нас независимо от рангов и званий, ведь, как говорил мой незабываемый земляк, основатель Института журналистики Анатолий Захарович Москаленко, в журналистике нет ни генералов, ни рядовых.

Игорь ЗОЦ, главный редактор газеты «Донеччина»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать