Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Донбасс: кому нужен план Сайдика

30 января, 11:16

Представитель ОБСЕ Мартин Сайдик объявил о новом плане по урегулированию ситуации на Донбассе. Он предусматривает постепенную передачу ответственности от миссии ОБСЕ миссии ООН, в состав которой могут войти вооруженные миротворцы. Формально миссия будет именоваться совместной миссией ООН и ОБСЕ, но роль ОБСЕ здесь будет чисто представительской. Ввод миротворцев на Донбасс должен стать шагом на пути проведения выборов на оккупированных территориях, причем, по мысли Сайдика, такие выборы должны быть организованы силами ООН, а ОБСЕ будет лишь наблюдать за ситуацией на Донбассе. На вопрос, сколько именно миротворцев может быть введено на Донбасс, Садик не дал точного ответа, допустив, что их численность может достигнуть 20 тысяч человек. Далее план должны обсудить и одобрить члены «Нормандской четверки». Вслед за вводом миротворцев, если все пойдет хорошо, должна быть создана переходная администрация ООН на территории «ЛНР» и «ДНР», которая и проведет выборы. Как считает Сайдик, новый план должен прийти на смену Минским соглашениям, которые, по его мнению, не работают.

В целом план Сайдика выглядит рожденным в недрах бюрократии ОБСЕ с целью фактически снять с этой организации ответственность за урегулирование на Донбассе в преддверие президентских выборов в Украине. В том, что Минские соглашения не работают, Сайдик абсолютно прав. Но тем они и ценны для России. Прекрасно сознавая, что эти соглашения невозможно выполнить, поскольку там одни пункты противоречат другим, Москва использует Минские соглашения в чисто пропагандистских целях, критикуя Киев за их невыполнение. И заменять их какими-то другими соглашениями в Кремле, по крайней мере, в ближайшее время, не собираются.

Не  готовы сделать это и Франция с Германией, считающие Минские соглашения, остановившие войну, единственным значимым своим достижением в урегулировании Донбасского конфликта. Неудивительно, что, ознакомившись с планом Сайдика, представитель МИД Франции заявил, что полное выполнение Минских соглашений остается единственной основой для разрешения данного конфликта, для урегулирования которого должна быть политическая воля сторон выполнить свои обязательства. Интересно, почему вдруг эта воля должна появиться именно сейчас, если четыре года ее не было? План ОБСЕ также предусматривает создание Евросоюзом агентства по восстановлению юго-восточной части Украины. А Франция и Германия, главные кошельки ЕС, явно не готовы давать деньги сепаратистам. Россия же, сознавая, что план Сайдика все равно будет отвергнут другими участниками Нормандского формата, высказалась о нем достаточно обтекаемо. Директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД России Андрей Келин заявил, что план Сайдика должен быть поддержан всеми сторонами конфликта, но пока этого нет: «Он не поддержан, в частности, сторонами конфликта, он не поддержан украинской стороной, поэтому это лишь один из многочисленных планов, которые сейчас циркулируют, которые различные посредники пытаются предложить. Самое главное, чтобы такой план был поддержан сторонами в конфликте. Имеется в виду не только украинской стороной, но и так называемыми Луганской и Донецкой народными республиками, на этой основе будут возможны какие-то конструктивные шаги».

Такая российская позиция заранее обрекает план Сайдика на неудачу, поскольку очевидно, что Украина никогда не согласится на то, чтобы признать марионеточные и никого не представляющие «ЛНР» и «ДНР» стороной конфликта. А сами эти марионетки уже назвали заявление Сайдика безответственным и неприемлемым. Украинская реакция на новый план ОБСЕ была озвучена министром иностранных дел Павлом Климкиным. Он не стал прямо отвергать план, но подчеркнул, что предложение представителя ОБСЕ не содержит принципиально новых предложений и требует дальнейшей доработки. В то же время, Климкин счел шагом в правильном направлении констатацию необходимости введения в Донбасс международного компонента, который сможет подготовить оккупированную территорию к нормальным, свободным и честным выборам.

Думаю, что на этот счет не стоит все же слишком обольщаться. Определять формат миротворческой миссии, равно как и сроки ее ввода в Донбасс, должен будет Совет Безопасности ООН, где Россия обладает правом вето. И можно не сомневаться, что Москва заблокирует введение на Донбасс любой международной миссии, которая должна будет перенять власть у российских марионеток. А в данный момент Россия совершенно не заинтересована в каких-либо подвижках в деле урегулирования конфликта на Донбассе. Ведь в Украине на носу президентские выборы, и не за горами – парламентские. В Кремле хотят максимально осложнить положение президента Петра Порошенко и всех тех, кто активно выступает против российской агрессии. Поэтому, думаю, до конца нынешнего выборного цикла в Украине Москва не согласится ни на какие шаги, даже чисто косметические, направленные на разрешение конфликта.

Да и те конкретные детали плана Сайдика, которые пока известны, настораживают и, как сказал Климкин, «вызывают много вопросов». 20 тыс. миротворцев для Донбасса – явно мало. Они по численности будут в полтора-два раза уступать армиям сепаратистов. Кроме того, по-прежнему не ясны полномочия миротворцев, и нигде не сказано прямо, что администрация ООН должна заменить администрации самопровозглашенных республик. После убийства лидера «ДНР» Александра Захарченко обе сепаратистские республики оказались под жестким контролем Москвы, и в их администрациях, зачищенных от людей Захарченко и других местных полевых командиров, теперь резко преобладают «варяги» из России. Сами «ДНР» и «ЛНР» уже очень мало отличаются от обычных депрессивных российских регионов. Можно предположить, что в Кремле взят курс на постепенную аннексию оккупированных территорий Донбасса. Но тогда Москва тем более не заинтересована в каком-либо урегулировании конфликта на Донбассе, и план Сайдика для нее – как насморк покойнику.

В общем, план Сайдика представляется заранее мертворожденным, и он, скорее всего, тихо умрет, не оказав никакого практического влияния на положение в Донбассе.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать