Готовы ли мы...?
Запаса времени ни у Порошенко, ни у Яценюка, ни у украинского народа больше нет. И у нас нет другого выбора как поддерживать своих военных...Не секрет, что режим странного, паллиативного перемирия больше выгоден путинскому Кремлю. Не вдаваясь в полемику о целесообразности предстоящих парламентских выборов, заметим: преимущественно исполняется сценарий, изощренно навязанный Путиным в условиях бесстрастного молчания Запада. Кремль осуществляет перегруппировку сил и наращивание резервов, тщательно изучая реакцию мирового сообщества. Она благоприятна, а дальнейшее активное зондирование (нарушение воздушного пространства Швеции, США и Канады, выкрадывание эстонского офицера, арест литовского судна) обнаруживает все больше слабых мест. Независимо от риторики главных игроков на международной арене, Киев оставлен один на один в «выяснении отношений» с Москвой. И этот процесс прозрачен до жути: или уступки, или война.
Вот почему патриоты скрепят желваками после согласия Петра Порошенко на сомнительные условия перемирия. Новый Брестский мир, принятый от безысходности, может быть оправдан только в одном случае — если в этом промежутке времени будет подготовлена надежная оборона на случай следующего этапа агрессии Кремля.
БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В условиях скромного противодействия Запада вряд ли Путин остановится. Разве что перед перспективой несоизмеримо больших потерь. Особенно важно, что зимой у Кремля появляются новые весомые аргументы: газовый вентиль, и лучше подготовленные для зимы резервы. Пусть и лишенные идеи для продвижения вглубь Украины.
А что же силы обороны Украины? Еще не окончился сентябрь, а из различных подразделений, окопавшихся на востоке Украины, от разных групп волонтеров поступают сигналы: ребята сильно мерзнут и болеют, надо ускорить народные поставки теплой одежды и медикаментов. И еще... детских писем, которыми питаются на передовой души солдат. В геометрической прогрессии растет злость на власть — за то, что отправили на фронт без индивидуальной защиты и почти безоружных, преимущественно, без тяжелых вооружений. На восток уже потянулись народные автомобильные караваны с термобельем, куртками, носками, перчатками и прочим снаряжением для зимовки в полевых условиях. Да, второй народный фронт действует бесперебойно, и число патриотов не уменьшается. Но если на нем все держится, зачем народу такой несостоятельный первый, олицетворяющий замедленную работу всех структур власти? Этот вопрос все чаще раздается из глубины обстреливаемых российскими войсками окопов.
Приход России с войной создал уникальные условия для формирования современной, боеспособной армии. Но военно-политическое руководство страны до сих пор не сделало оборонный потенциал главным приоритетом. Нехитрый анализ работы правительства и военного ведомства как его ключевой составляющей (формирование и сроки подписания гособоронзаказа, реальные поставки вооружений в зону боевых действий, формирование резервов) свидетельствует о провале логистического обеспечения. Структуры власти жили в условиях мирного времени, чтобы половиной состава дружно уйти на выборы. Кстати, именно поэтому Экспертный совет (в который вошли несколько негосударственных центров, включая ЦИАКР, и группа военных аналитиков) выступил 1 сентября с настоятельной рекомендацией власти создать систему управления государством в условиях военного времени, подготовить страну для введения военного положения и отказаться от парламентских выборов в условиях войны.
ФОТО РЕЙТЕР
На деле имеем отсутствие единого органа управления силами обороны. Им в условиях войны должен быть Генштаб, но странные перепалки между министрами Гелетеем и Аваковым четко свидетельствуют — единоначалия все еще нет, и, соответственно, органа управления тоже де-факто нет. Необходимая кадровая чистка в силовых структурах (и в военном ведомстве особенно) не проведена. В то время как участники боевых действий и эксперты открыто твердят о необходимости замены конкретных командиров и начальников, многие чины все еще занимаются пиаром собственных персон. Естественно, «завис» и вопрос ответственности за отдельные решения и за халатное бездействие. Нет расследования и ответа общественности ни по одной резонансной ситуации в зоне боевых действий. Мотивационный пакет для участников боевых действий в полной мере не запущен, что становится предпосылкой подрыва патриотизма изнутри. Все это уже негативно сказалось на восприятии общественностью самого Петра Порошенко. Имидж Верховного Главнокомандующего будет убывать и далее, если при отсутствии кадровых перестановок подразделения сил обороны будут испытывать нехватку полевых кухонь и генераторов, тяжелой военной техники и боеприпасов, обмундирования и обуви. Если будет появляться (как ныне) информация о задержке передачи подразделениям сил обороны уже закупленных противотанковых средств на фоне включения должностными лицами военного ведомства в гособоронзаказ сомнительной продукции и разработок. Но еще больше, если будут появляться непроработанные и непродуманные приказы, а после необоснованных потерь не будет виновных.
Зима может очень быстро расставить точки над «і». Если в полной мере военная организация Украины не будет готова к продолжению войны, Путин немедленно потребует новых уступок. И хорошие дипломатические навыки команды Порошенко вряд ли тут помогут.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ. АССИМЕТРИЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Военно-политическому руководству следовало бы активизировать работу по нескольким направлениям одновременно. Оперативно развернуть подготовку перевода военной техники на зимний период эксплуатации. При этом часть техники стоит поставить в войска после проведения срочного ремонта, другую же часть необходимо модернизировать. Это касается бронетехники — как минимум, требуются системы защиты и высокоточные системы поражения (тандемные боеприпасы и модули с ПТРК). А также самолетов и вертолетов (на авиаремонтных предприятиях имеются хорошие модернизационные решения) Еще часть готовой к применению военной техники, преимущественно советского производства, стоит оперативно закупить у стран ЦВЕ (не дожидаясь решений о поставках в рамках военно-технической помощи). Напомним, с июля этого года снято эмбарго ЕС на реализацию оружия Украине. К сожалению, пока не слышно о закупках Киевом каких-либо вооружений. А скажем, та же Польша имеет модернизированные МиГ-29, почти все государства ЦВЕ обладают парками вертолетов и бронетехники советского производства.
Состоянием на середину 90-х годов ХХ века в арсеналах украинского военного ведомства было более одной тыс. самолетов, около 11 тыс. артиллерийских систем различных наименований, порядка 6 тыс. танков и 7 тыс. легких бронемашин. Конечно, все это советское наследие в хаотичном режиме распродавалось. Но реализовано далеко не все. Однако, налаживая систему ремонта и модернизации (что сейчас делается также в хаотичном режиме), стоит помнить: часть техники нужно сегодня сейчас. Можно согласиться с военным министром Гелетеем, что 10 отремонтированных танков лучше одного купленного. Но ситуация говорит и о том, что лучше сегодня один танк в зоне боевых действий, чем завтра десять. Потому что они могут уже не понадобиться.
Пришло время использования всех возможных ресурсов государства. Среди прочего, запретить Минобороны реализовывать любые вооружения и военную технику, пригодную для войны. Организовать специальные комиссии при Администрации Президента Украины по контролю за исполнением распоряжений о поставках военного имущества, вооружений и военной техники (среди прочего, целесообразно привлечь неправительственных экспертов, представителей СМИ, парламентариев). И по контролю (доработке, если необходимо) внедрения схем всестороннего обеспечения участников боевых действий и членов их семей.
Пока идут дискуссии о том, выделять ли на потребности обороны в 2014 году 63 млрд или 70 млрд грн, главный вызов заложен не в объеме, а в способности правительства выделять ресурсы в первые же дни. Ведь все предыдущие годы реальные ассигнования начинались в лучшем случае с апреля. А выплаты оборонным предприятиям нередко затягивались до мая — июня. В настоящее время ключевым моментом становится не количество ресурсов, а способность принимать быстрые своевременные решения и добиваться их реализации. На передовой — по вертикали от Главковерха до соответствующих командиров. В тылу — от руководителей министерств и главы правительства до начальников цехов предприятий.
Полагаю, если после парламентских выборов Кремль пойдет на следующий виток войны, понадобится немедленное введение военного положения в стране (правки в соответствующие нормативно-правовые акты до сих пор не внесены, хотя их перечень подготовлен экспертами еще в августе). Не очень верится, что Запад использует повод объявить Путина международным преступником. Если хозяин Кремля попадет на высокое заседание Большой двадцатки (G-20), вопрос неучастия остального мира в войне России против Украины может быть решен окончательно. Понятно, что в таких условиях Президенту Порошенко очень не с руки ссориться с президентом Путиным по-настоящему. Но именно поэтому и стоит наращивать оборонный потенциал.
Необходимо втянуться в совместные оборонные инициативы с США — от выработки самой системы защиты Украины в новых условиях реальности до совместного создания некоторых видов вооружений. Не исключено, что вместо обещанных (статусом союзника США вне НАТО) 350 млн долл. Киев получит только 53 млн долл. Но если так, то ничто не мешает потратить их на западные системы вооружений (не мытьем, так катанием получить оружейную подпитку).
Киеву следует заново учиться применять спецназ. Конкретный пример: при обороне Донецкого аэропорта погибло несколько спецназовцев из структуры ВМС Украины в Очакове. Понятно, что они исполняли важнейшую миссию. Но специалисты в области специальных операций говорят о недопустимости таких решений. Так, погибли подводники, которые при необходимости могли бы подорвать корабли РФ под Мариуполем. Таких случаев в ходе новой российско-украинской войны хоть отбавляй — в результате принятых в хаосе решений силы обороны страны могут лишиться элитных подразделений.
Наконец, главное. Нужно уяснить, что отношения Украины с Россией могут строиться только после Путина. И в связи с этим у нас отличный повод все время помнить, что существование самого государства может оказаться под угрозой, если подготовка к зимней обороне будет реализовываться такими же темпами, как военная кампания нынешней весной и летом. Запаса времени ни у Порошенко, ни у Яценюка, ни у украинского народа больше нет.