Какой нам нужен Мемориал?
Мне трудно назвать это разочарованием. — Как будто бетонная плита опустилась на плечи, когда я в четверг пришел на Майдан. Нет, я не ждал от Выставки проектов Мемориального комплекса героев Небесной сотни много, сказался 46-летний опыт проживания в Украине, и все же, я надеялся, что хоть у кого-то — все равно, у организаторов ли, или хоть у кого-то из конкурсантов, найдется понимание если не самого Майдана, хотя бы меры ответственности перед семьями жертв, перед их побратимами, перед городом, перед страной. Не нашлось, — ни понимания, но сопереживания чужой боли, ни фантазии, ни вкуса. Если эти девять проектов финалисты, Господи, какой же остальные проекты шлак?!
Сперва немного о равнодушии. Пишу этот текст вечером в пятницу. Президент торжественно открывал выставку проектов Мемориала в четверг. Волей случая, за два дня я раз пять пробегал по Майдану, и даже в вечернее время больше 2-3-х любопытствующих одновременно на Майдане не видел. Как и молчит пока по поводу представленных проектов Фейсбук. Победителя объявят уже во вторник 20 февраля, и только после этого, не сомневаюсь, поднимется волна возмущений: «Мы не знали!», «Решили подпольно!», «Не выслушали народ!». О выставке сообщили все СМИ. Пусть отсутствует нормальный сайт конкурса, проекты опубликованы, и их несложно найти при помощи поиска в Сети. Впереди 2 выходных, и киевляне — в конце концов, пусть это и трагедия национального масштаба, но Киев наш город, — киевляне смогут прийти на Майдан. Придите. Сформируйте и сформулируйте свое, — пусть даже если оно не совпадет с моим, — мнение. Не молчите. Равнодушие разрушает наш город. Равнодушие едва не погубило нашу страну.
При таком нашем с вами равнодушии, сложно упрекнуть в нем организаторов конкурса и авторов проекта. Идея-то изначально была светлой: Давайте уберем от проектирования и принятия решений политиков, и сделаем профессиональный чисто архитектурный конкурс, пригласим зарубежных арбитров. Не знаю, что помешало. В первую очередь, конечно, сроки. По проектам видно — делались на коленке, некоторые, надеюсь это были иностранные участники, даже не разобравшись в предмете, просто подложили, что было, ощущение такое, несколько проектов уже не раз предлагались по другим поводу, на совершенно других конкурсах, в других странах и городах. И, конечно, в не меньшей, а, возможно большей степени, это неверно сформулированное техническое задание. Не то что потенциальным авторам проекта, ни власть, ни украинцы и для себя-то не сформулировали, а что же мы хотим. Вот и получили.
Что я имею ввиду под неверно сформулированным техническим заданием? Сейчас объясню.
Во-первых, уже сформировавшаяся традиция почитания и сложившиеся места почитания памяти героев Небесной сотни. Всего несколько дней назад Президент с супругой, склонив обнаженные головы, стояли на Грушевского-«Груше», там, где погиб Сергей Нигоян. Таких мест вне Аллеи Небесной сотни несколько — от противоположной стороны Майдана, у конечной троллейбусов, до Мариинского парка напротив Крепостного переулка. Не везде, но у большинства таких мест постоянно горят свечи, уже четыре года ежедневно меняются цветы. Не включить эти места, пусть как удаленные, но охраняемые объекты, в Мемориал, уверен, нельзя. Хотя бы потому, что это живая Память, потом что Мемориал должен быть построен в первую очередь именно для тех людей, кто каждый день зажигает свечи, и каждый день приносит цветы. А не для галочки. — Такое на Майдане и без Мемориала героям Небесной сотни уже есть.
Второе. У нас для этих целей специально учрежден и, пусть по остаточному принципу, но все же финансируется, Институт национальной памяти. И все же вот, забыли. Кроме трагедии Небесной сотни, это место неразрывно связывается с еще одной трагедией. Пусть рана уже не так свежа, десятки тысяч зверски замученных в застенках большевистских охранок в подвале Октябрьского дворца в 1918-1934-м точно так же не должны быть забыты. Память о Небесной сотне не должна увековечиваться на их безымянных костях. Такая забывчивость тем более необъяснима, что нить преемственности между этими жертвами, длинной в целый век, созвучна с исторической политикой, которая худо-бедно осуществляется сегодня в нашей стране. — Очень показательная забывчивость, характеризующая бессистемность, ситуативность этой исторической политики.
Теперь о самих проектах. Их всего 9, по условиям конкурса они просто пронумерованы, впрочем, среди них несложно отличить в плохом смысле знакомую авторскую манеру нескольких участников. Не буду вдаваться в детали, тем более, специалисты в области архитектуры смогли бы описать их недостатки и немногие достоинства в разы лучше. Потому для простоты сгруппирую основные свои замечания, благо представленные на выставке проекты часто повторяют, на мой взгляд, одни и те же ошибки.
Вторичность.
Стена (6001, 6004, 6006), как элемент Мемориала, опущенная ли в виде разлома в землю, или возведенная сверху, уже многократно воспроизводилась по всему миру. Отсутствие новизны на общем фоне, конечно небольшой грех, и тут нужно исходить из критерия, как этот элемент вписывается в архитектурный комплекс Институтской и Майдана. Вписывается признаться, плохо, особенно два наземных ее варианта. Как и Мемориал в виде спирали (6005), наводящий на ассоциации не с Майданом, но советским архитектурным авангардом первых лет после Октябрьского переворота.
Тени (6001), которые, по задумке авторов, якобы должны символизировать души погибших героев. Кажется, авторы этого проекта потерялись в пространстве и времени. Пусть с Киевом в мире и ассоциируется Чернобыльская ядерная катастрофа, Киев не Хиросима и не Нагасаки, где тени на стенах это все, что осталось от жертв ядерных бомбардировок. Да и тени героев, выложенные на земле, означают, что по этим теням — по нашим героям, будут ходить… Впрочем, уже с первой годовщины расстрела, души героев Небесной сотни наоборот, ассоциировались со светом, как и символом непокоренного Майдана всегда были свет и огонь. Именно свет, а не тень, имеют в нашей культурной традиции позитивный символизм.
Абстрактные композиции (6002, 6003), лишь слегка адаптированные к предмету конкурса, я об этом написал выше, наводят на подозрение, что архитектурное бюро просто подложило в папку с предложением какой-то свой старый залежалый проект. Можно, стоя перед ними, сделать умное понимающее лицо, решусь охарактеризовать их сразу — король голый. Какие бы текстовые обоснования, почему это идеально соответствует памяти героев Небесной сотни, ни прилагали бы к проекту его авторы.
Китч.
Да, не побоюсь этого слова, именно китч. — Бессмысленное, безвкусное нагромождение всего и вся, характеризующее два проекта — 6007, и, это было трудно, но они смогли, в стократ большей степени, 6009. Веселенькое цветовое решение, все эти разноцветные мишени и трафареты с ангелочками, позаимствованная идея с прожекторами, устремленными в небо, и вечно оранжевые канадские клены, — все это меркнет на фоне диснейлендовских избушек без курьих ножек, расписных церквушек, скульптурной группы «Воздвижение креста», вдохновленной исторической фотографией «Водружение флага над Иводзимой»… Думаю, если бы у авторов было еще время, они с удовольствием нагромоздили бы чего-нибудь еще, — как сороки снесли бы в проект без остатка все блестящее. Вы думали, Мемориал не может быть весело? Сходите на Майдан, посмотрите на проект 6009. Это так плохо, что, пусть даже сквозь слезы, смешно. Впрочем, оговорюсь сразу, именно этот проект, отвечает нынешней архитектурной композиции Майдана. — Будем перед собой до конца честны.
Кажется, из всех предложенных проектов только один — 6008, не вызывает отторжения. Это просто зеленая аллея на склоне с элементами подсветки по контуру горы. Впрочем, именно эта простота и делает проект неприемлемым, вступая в противоречие с уже сложившейся традицией почитания героев Небесной сотни. Эту простоту очень быстро, за несколько лет, «улучшат» — и власти, и родственники героев, и активисты, каждый своими элементами. Принесут шины, поставят кресты, понавтыкают каждый, кто плиту или камень, кто скульптурную группу. — У нас традиционно не приемлют простоты.
В итоге. Проведен еще один конкурс. В этот раз, вроде бы, проведен так как надо, и все же, он дал такой же полностью неудовлетворительный результат. Может быть два выхода. Первый, закрыть глаза и уши, взять что дают, и строить. — Нынешний Майдан испортить сложно. Ворота, колонна, «Глобус», — он и не такой Мемориал переживет. Второй, извлечь из первого блина комом полезные уроки. Сформулировать наконец грамотное техническое задание. Объяснить наконец потенциальным авторам, что такое Революция достоинства, что Майдан и Октябрьский дворец за место, что мы хотим сказать этим Мемориалом себе, своим детям и внукам. Дать этим мыслям несколько месяцев повариться в головах архитекторов. И попробовать провести конкурс еще раз. Может быть тогда появится наконец архитектурное решение Мемориала, которое не только будет достойной памятью погибших здесь Героев, но, выскажу робкую надежду, может быть, в будущем позволит нам сформировать вокруг него новый архитектурный комплекс Майдана незалежности.