Кирилл Серебренников: преступник или жертва
Приговор по делу «Седьмой студии» вынесен. Мещанский суд Москвы признал режиссёра Кирилла Серебренникова виновным в хищении по делу «Седьмой студии» и назначил ему три года заключения условно по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере. Кроме того, бывший художественный руководитель «Седьмой студии» приговорен к штрафу в 800 тыс. рублей. Прокурор требовал для Серебренникова шесть лет колонии. Экс-генпродюсер «Седьмой студии» и бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский и экс-гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин получили соответственно два года условно и штраф в 300 тыс. рублей и три года условно и штраф в 200 тыс. рублей. Бывшая сотрудница Минкульта Софья Апфельбаум, курировавшая проект «Платформа», реализованный «Седьмой студией» при поддержке государства, была признана виновной не в мошенничестве, а только в халатности и присуждена лишь к выплате штрафа в 100 тыс. рублей, от которой она, однако, будет освобождена из-за истечения срока давности по этой статье. Малобродскому прокурор просил назначить пять лет заключения, а Итину и Апфельбаум – по четыре года. Таким образом, требуемые прокуратурой сроки были сокращены примерно вдвое и превращены в условные. Собравшиеся у суда люди, в том числе артисты и театральные деятели, аплодисментами приветствовали то, что Серебренников и другие подсудимые избежали реальных сроков. Фотограф Виктория Ивлева по этому поводу заявила: «Я рада, конечно, что людей не посадят, но аплодировать такому приговору — это ужасно, это показывает степень нашего рабства».
По иску Министерства культуры Серебренников, Малобродский и Итин должны выплатить 129 млн. рублей, которые, по версии следствия, они похитили из государственных средств, выделенных для поддержки проекта «Платформа», посредством завышения реальных расходов на театральные постановки и иные культурные мероприятия. И это, возможно, самое неприятное следствие обвинительного приговора. Столь значительной суммы у приговоренных наверняка нет, и если не помогут богатые меценаты-спонсоры или если коллеги по театральному цеху не пустят шапку по кругу, выплаты по иску могут превратиться в проблему. Адвокаты Серебренникова и Малобродского пообещали обжаловать приговор, но шансы на то, что он будет сколько-нибудь существенно изменен, равны нулю. Будет лишь какая-то косметическая правка в сторону смягчения: месяцев на шесть скостят условные сроки, да слегка уменьшат размеры штрафов (но не выплат по иску).
Значение приговора Кирилла Серебренникова и его команде двояко. С одной стороны, власть не хотела, чтобы всемирно известный режиссер, лауреат многих престижных международных премий оказался бы в тюрьме или в колонии. За Серебренникова и его коллег вступились многие видные общественные деятели и деятели культуры, как в России, так и за ее пределами. В частности, уполномоченная правительства ФРГ по правам человека Бербель Кофлер уже в день вынесения приговора заявила, что исход дела является важным для развития сотрудничества двух стран в области культуры Мягкий приговор, вынесенный как раз в дни голосования по поправкам в конституции, это также своеобразный сигнал системным либералам и фрондирующим деятелям культуры: еще не все потеряно, власть тоже может быть мягкой, если ее не раздражать и не делать неуместных заявлений. Но, с другой стороны, это сигнал всем тем в театральной среде, кто, либо поддерживает внесистемную оппозицию, либо, по крайней мере, рискует открыто критиковать власть за подавление свобод, включая свободу творчества: не высовывайтесь, сидите тихо, а то с вами будет так же, как с Серебренниковым. Ведь, как справедливо заметил накануне вынесения приговора по делу «Седьмой студии» известный режиссер Павел Лунгин, во всех театрах России и во всех съемочных группах фильмов, выпускаемых с государственным финансированием, при желании можно было бы посадить всех художественных руководителей (режиссеров), директоров и генеральных продюсеров. Потому что все те же, нарушения, которые были выявлены по делу «Седьмой студии», имеются во всех российских театрах и съемочных группах. Без них ни спектакля не поставить, ни кино не снять. Ведь из государственных средств, выделенных на ту или постановку, платить официально можно только по государственным расценкам. А в реальной жизни по этим расценкам большинство работ выполнить нельзя. Вот и приходится обналичивать деньги и изобретать фиктивные работы, чтобы больше заплатить исполнителям за реально сделанные. Не говоря уже о том, что приходится в ряде случаев платить из выделенных средств «откаты» чиновникам всех уровней. В случае же с Серебренниковым и другими приговоренными по делу «Седьмой студии» мы видим типичный пример так называемого «избирательного правосудия», под дамокловым мечом которого оказываются практически все видные деятели театра и кино, рискнувшие взять деньги у государства. Всем им дан ясный сигнал не только не поддерживать оппозицию, но и отказаться даже от малейшей фронды. Иначе будет, как с Серебренниковым. Если не посадим, то уж точно разорим.
Почему же начать решили именно с Кирилла Серебренникова, ранее ни в какой открытой оппозиционности не замеченного? По мнению ряда российских журналистов, ссылающихся на неких не называемых чиновников, за преследованием Серебренникова стоит нынешний митрополит псковский, а в начале дела «Седьмой студии» - епископ Егорьевский, Тихон (Шевкунов), которого часто называют «духовником Путина». Другие источники, близкие к администрации президента, утверждают, что отец Тихон сохраняет близкие отношения с Путиным, но доподлинно неизвестно, является ли он в действительности духовником президента России. Митрополита Тихона даже прочат в следующие патриархи РПЦ. Будто бы в беседах с Путиным отец Тихон неоднократно жаловался на творчество Серебренникова и, в особенности, на фильм «Ученик», где показано в аллегорической форме засилье РПЦ и ее догм в духовной жизни современной России. Что ж, эта версия выглядит очень похожей на правду. Серебренникову же остается надеяться лишь на пересмотр своего дела Европейским судом по правам человека.