Перейти к основному содержанию

Контролируемая напряженность

Кремлю чрезвычайно выгоден нынешний политический кризис в Украине. Москва надеется, что ей удастся посредством политических интриг достичь того, чего не удалось достичь на поле боя.
27 февраля, 15:19
Фото Руслана Канюки, "День"

Обострение ситуации на Донбассе в феврале, выразившееся в увеличении числа обстрелов со стороны боевиков, в активизации действий диверсионно-разведывательных групп и сообщениях о прибытии на оккупированную украинскую территорию  новых подразделений регулярных российских войск, можно связать с двумя главными факторами – правительственным кризисом в Украине и ситуацией в Сирии.

Сейчас все чаще раздаются алармистские предупреждения со стороны украинских силовых структур насчет того, что в самое ближайшее время может начаться масштабное наступление российских войск и боевиков. На наш взгляд, нынешняя активизация боевиков и их российских союзников имеет свои причины, однако до крупной наступательной операции, хотя бы уровня прошлогодней Дебальцевской, дело вряд ли дойдет. И вот почему. Кремлю чрезвычайно выгоден нынешний политический кризис в Украине. Москва надеется, что ей удастся посредством политических интриг достичь того, чего не удалось достичь на поле боя. Российским интересам сейчас больше всего отвечал бы распад  нынешней правящей коалиции, падение кабинета Яценюка и новые выборы в Раду. А после этих выборов желательно, чтобы политические силы, связанные с президентом Порошенко, вынуждены были бы опираться на голоса Оппозиционного блока. А еще лучше, если в новом составе Рады вообще не удастся создать устойчивой правящей коалиции, и повторится бесконечное противостояние Порошенко с рядом других политиков по схеме противостояния Ющенко и Тимошенко после «оранжевой» революции.

В этом отношении военные провокации на Донбассе полезны Москве, потому что напоминают украинскому обществу, равно как и любым потенциальным инвесторам в Украину, о нерешенности донбасской проблемы и о хрупкости формально сохраняющегося на Донбассе перемирия. Однако обстрелы и провокации – это одно, а полномасштабная наступательная операция – совсем другое. Провокации являются очень подходящим фоном для украинского политического кризиса с точки зрения Москвы. А вот наступательная операция в настоящее время может иметь прямо противоположный эффект, вызвав сплочение рассорившихся партнеров по коалиции перед лицом общей угрозы. Парадоксальным образом сегодня слабость украинского правительства служит определенной гарантией невозобновления полноценной войны на Донбассе.

Но ситуация изменится, если в случае отставки правительства Яценюка сформировать новую коалицию и правительство не удастся, и будут объявлены досрочные парламентские выборы. Вот тогда как раз и возникнет угроза возобновления полномасштабной войны на Донбассе. Наибольший риск будет в период после роспуска Рады и до проведения новых выборов и формирования новой коалиции и правительства. Не говоря уже о том, что на период до создания дееспособного правительства, все реформы в Украине, и без того претворяемые в жизнь весьма вяло, будут остановлены. Кроме того, страна не получит остро необходимых ей кредитов от западных партнеров и международных финансовых организаций.

Поэтому, как это ни печально, оптимальным в сложившейся сегодня ситуации будет некое паллиативное решение, которое позволило бы переформатировать правительство, чтобы избежать немедленного проведения досрочных выборов. Тут многое будет зависеть от того, кто придет вместо ушедшего в отставку генерального прокурора Шокина. Ведь не секрет, что среди кандидатов на эту должность, которые сейчас обсуждаются в прессе, есть и такие, по сравнению с которыми Виктора Николаевича можно считать честным, порядочным и неподкупным прокурором. Но если генеральным прокурором удастся назначить человека, который пользовался бы доверием как украинского общества, так и западных партнеров Украины, и удастся удалить из правительства наиболее одиозных коррупционеров, то шансы на сохранение коалиции еще есть.

Существует и другой вариант, когда Блок Петра Порошенко попробует  сформировать коалицию с участием фракций и групп, в значительной мере восходящих к бывшей «Партии регионов». Однако такой шаг вряд ли поймут как западные партнеры  и финансовые доноры Украины (ведь в этом случае о реформах придется забыть), так и украинские демократические партии. Так что шансы на создание подобного нежизнеспособного олигархического гибрида невелики.

Второй фактор, который может влиять на положение на Донбассе, эта ситуация в Сирии. Казалось бы, нынешнее прекращение огня в Сирии, перед которым правительственные войска добились первых  заметных успехов, Москва может рассматривать как свой стратегический выигрыш, вследствие которого в скором времени оттуда можно будет отозвать российские войска, чтобы возобновить дестабилизацию Украины военным путем. Однако на самом деле серьезная война в Сирии еще только начинается. По некоторым данным, 25-тысячная группировка иранских и сирийских правительственных войск оказалась в «котле» под Алеппо. В конфликт в Сирии все активнее втягивается Турция. И до победы Асада там еще очень далеко, как, впрочем, и до его свержения.

Между тем, для решения сирийской проблемы и достижения там какого-либо устраивающего Россию соглашения с Западом у Путина, вероятно, остался только один год. Высока вероятность того, что новый президент США, кто бы им ни стал, будет вести в Сирии более активную политику, направленную на свержение Асада. И в любом случае ожидать в скором времени вывода из Сирии российских войск и достижения там политического урегулирования не приходится. Поэтому решения о той или иной степени своей военной активности на Донбассе Москва будет принимать без учета развития кризиса в Сирии, исходя прежде всего из внутреннего положения Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать