Маневр Путина
Путин решил в Украину не вторгаться. И даже попросил Совет Федерации юридически это намерение оформить. В то, что он вдруг заразился пацифизмом, никто не верит и правильно делает. Почему же он пошел на такой шаг накануне подписания Соглашения об ассоциации с ЕС Украиной, Грузией и Молдовой.
Во-первых. Продолжение неуступчивости может действительно сдвинуть с места огромный состав санкций. Как показывает иранский опыт, отменить санкции еще труднее, чем их ввести. Вспомним поправку Джексона-Вэника. Ее отмена затянулась на десятилетия.
При этом нужно иметь в виду, что если Европа в лице Германии и Франции будет и дальше им сопротивляться, то Обама, чтобы не потерять лица внутри страны, вынужден будет пойти на них самостоятельно. Как следствие, в США снова возникнут дискуссии о том насколько необходимо защищать Европу. Это грозит подрывом всей евроатлантической конструкции, на что в Старом Свете никто пойти не может.
Даже самостоятельные санкции со стороны США весьма болезненные для России. Ведь в этом случае все фирмы, которые будут с ней торговать, попадут в американский черный список, что весьма чревато. В первую очередь в финансовом и торговом отношении. На что-то в Европе придется пойти и на какие-то реальные санкции согласиться.
Во-вторых. Демонстрацией миролюбия Путин пытается вбить клин в отношения в Евросоюзе. Президент Австрии Хайнц Фишер сомневается в том, что санкции Запада в отношении России будут результативными. Это понятно, так как Австрия серьезно завязана на экономическое сотрудничество с Россией. И таких стран в Европе достаточно много. Заодно задачей Москвы является усиление антиамериканских настроений из-за так называемого диктата Вашингтона. Если самих санкций предотвратить не получится, то, по крайней мере, желательно выхолостить их содержание или отстрочить, что более вероятно, их введение. Какие санкции, если Путин идет на такие шаги. Надо подождать и посмотреть на события.
В-третьих. Москва пытается перебросить мяч на украинскую сторону. Он миротворец, готов пожертвовать российскими интересами, но вот с Киевом очень сложно. Не идет Порошенко на уступки так называемым представителям Донбасса. Выставляет ультиматумы, требует их разоружения. Так переговоры не ведутся. Мы идем навстречу, а противоположная сторона и шага не хочет сделать.
На первый взгляд ущербная позиция, тем более, что в Европе прекрасно знают ее происхождение. Тем не менее, промосковские страны могут ее использовать для торможения принятия санкций.
В-четвертых. Хотя это самая важная составляющая действий Путина. Внутриполитически у него достаточно сложная ситуация. Посткрымский синдром в общественном сознании требует каких-то действий в отношении Донбасса. Показать, что Кремль отступает невозможно. Поэтому декларируется миролюбие, но как-то невзначай подчеркивается, что Донбасс не бросим. Будем помогать гуманитарно, хотя все прекрасно понимают, что под этим подразумевается.
Это как во время гражданской войны в Испании в 1936-39 гг. СССР вроде бы не вмешивался, но «В далекий край товарищ улетает…». И вся страна знала кто такие советские добровольцы. Официально же советский представитель заседал в Лондоне в комитете по невмешательству.
В принципе, решение об одностороннем прекращении огня и даже так называемые переговоры, к которым очень много вопросов, дипломатически дали Киеву выигрыш. На таком фоне Путин должен был что-то предпринять, и он пошел на отмену того, что выполнить просто не мог.
Для украинской власти есть два варианта действий. Либо из-за того, что террористы прекращение огня не признают, своих обещаний не выполняют, начать выполнение плана Б. Другими словами, перейти, наконец, к масштабной антитеррористической операции. Либо дождаться, как это ни тяжело, подписания Соглашения и таки начать выполнять план Б.
При внешней похожести второй вариант более предпочтителен. Соглашение имеет не только экономический аспект, но и важнейший политический. Только после этого станет очевидным полный провал политики Путина и прохождение точки невозврата для Украины. Надо полагать, что в Европе за российские преференции найдется достаточно политиков и правительств, которые готовы любым путем если не сорвать, то затормозить подписание. И это будет продолжаться вплоть до самого факта подписания.
С другой стороны, затягивание после 27 июня завершения АТО будет иметь самые серьезные дипломатические и финансовые последствия. Со всех российских экранов и газетных полос как в Москве, так и в ряде европейских столиц постоянно вбрасывается информация, что украинская власть не контролирует страну и Украина скатывается в подобие сирийского варианта. Государство вот-вот распадется и остается местом, где инвестиции подвержены большим рискам.
Есть и еще один фактор. Взрывы мостов и трубопроводов, а также железных дорог есть первые попытки вывести противостояние в другие регионы. Тактика диверсий будет использована еще некоторое время и после завершения АТО, но в данный момент надо срочно разгромить военный потенциал террористов внутри страны. Тогда и справиться с диверсантами будет гораздо легче.
Москва переходит к другой тактике в отношении Украины. Сорвать подписание Соглашения ей не удастся, поэтому продолжением дестабилизации она попытается затормозить процесс реформ и реконструкцию нашей страны. В этом и состоит маневр Путина.