Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Нефтяной «Брестский мир»

Прибыли от продаж в России сокращаются семимильными шагами. Прекратит ли агрессор воевать с Украиной?
14 апреля, 10:07

В минувшие выходные закончились переговоры стран ОПЕК+ и министров энергетики, финансов и руководителей центробанков стран G20, в результате которых была достигнута договоренность об уменьшении добычи нефти в 10 млн баррелей в день, а также переговоры с участием стран — нечленов ОПЕК, которые тоже согласились уменьшить добычу на 5 млн баррелей в сутки. В результате этих дипломатических маневров можно сказать, что Россия, говоря словами Путина о Крыме, «после длительного, изнурительного плавания, вернулась в свою родную гавань» — то есть страны ОПЕК и страны G20 фактически заставили ее подписать, как его оценивают российские эксперты, «унизительный и тяжелый мир», по словам совладельца «Лукойла» Леонида Федуна, это нефтяной «Брестский мир». Это наибольшее сокращение добычи нефти в мире за последние 12 лет. Между прочим, тот же Леонид Федун выразил благодарность руководителям России за достигнутую договоренность, потому что если бы ее не было, заявил он, то из-за переизбытка добучи нефти России все равно бы пришлось останавливать скважины, и тогда все сокращения брать на себя, а это составляло бы не менее 50% нынешней добычи. Выразил удовлетворение достигнутыми успехами в переговорах 22 стран и Владимир Путин, и хотя России  придется сократить в четыре раза больше, чем просили сократить раньше, но все же не половину добычи.

Унизительность, как считают в России, заключается в том, что, во-первых, еще до разворачивания кризиса Саудовская Аравия предлагала России сократить добычу в пределах 500 тыс. баррелей в сутки, но глава «Роснефти» Игорь Сечин и Владимир Путин на это не согласились, потому что надеялись, что добычу уменьшат все страны, но не Россия, поэтому теперь Россию обязали снизить добычу на величину в 4 раза больше, чем предлагали сначала. Страны ОПЕК+ приняли решение, что все участники сделки сократят добычу на 23% по сравнению с уровнем октября 2018 г., а Россия и Саудовская Аравия, как крупнейшие экспортеры, сократят — Россия на более чем 1,8 млн баррелей из 10,3 млн, а Саудовская Аравия на 1,3 млн баррелей из 9,8 млн баррелей в сутки.

Во-вторых, Россия требовала, чтобы США также участвовали в переговорах и в сокращении добычи, но достичь этого так и не удалось, потому что Дональд Трамп на требования Владимира Путина отреагировал довольно нервно и заявил, что в таком случае он введет пошлину на ввоз нефти из России и из Европы, и вопрос был снят. Однако президент США не ослабил своего внимания к переговорам, и когда представительница Мексики, которую страны ОПЕК заставляли сократить добычу на 400 тыс. баррелей в сутки, а она соглашалась только на 100 тыс. баррелей, с гневом вышла из переговоров, которые проводились в форме видеоконференции. Она мотивировала это тем, что за последние годы добыча Мексики и так уже сокращена вдвое и нового сокращения не выдержит ее бюджет. Но вмешался Дональд Трамп и заявил, что берет сокращение части мексиканской квоты на долю США и согласился сократить свою добычу на 250 тыс. баррелей. В сумме это и составляет почти 400 тыс., хотя 50 тыс. баррелей просто повисают в воздухе. Но участники переговоров на это не согласились. Они записали в протоколе, что Мексика — член ОПЕК, а потому должна сама подчиняться решениям картеля, а не надеяться на помощь США.

В-третьих, потому, что раньше во время предварительной договоренности со странами ОПЕК, Россия хоть и обещала сокращать добычу, но не делала этого, и поэтому надеялась, что и на этот раз ей удастся это сделать. Но при таких цифрах России придется реально сокращать добычу, потому что заканчиваются емкости, в которые можно было бы прятать добытую, но не сокращенную нефть. Теперь ее прятать некуда. А потому придется реально останавливать скважины, увольнять рабочих, терять мощности, которые потом восстановить будет не так легко.

В-четвертых, Россия, бюджет которой был рассчитан на продажу большого количества нефти по цене 40,2 доллара за баррель, теряет большое количество поступлений в бюджет, и именно во время пандемии коронавируса, когда и так возник тяжелый финансово-экономический кризис. Если учесть, что по оценкам экспертов цена нефти марки Brent будет до конца года колебаться наотметке 32—33 доллара за баррель, то цена низкокачественной российской нефти Urals будет составлять на треть меньше (во время кризиса она падала до 10—13 долларов!). Соглашение ОПЕК+ рассчитано на два года, до мая 2022 (причем пересматривать его нельзя до декабря 2021 г.), а это значит, что Россия за счет продажи собственных недр недополучит треть, а то и больше бюджета, и не только в 2020 году, но и в двух последующих. Значит, придется кардинально уменьшить финансирование Крыма и войны в Донбассе, урезать финансирование гонки вооружений, а если Владимир Путин не сделает этого, то это значит, что практически придется закрыть все гуманитарные проекты и социальные нужды, россиянам придется затянуть пояса, и кто знает, не приведет ли это к бунтам и восстаниям против власти.

И — в-пятых, России так и не удалось втянуть в процесс сокращения наравне с другими и США, которые, как известно, добывают в сутки более 13 млн баррелей нефти, а обязались сократить добычу на какие-то смешные 250 тыс., и то вместо Мексики.

В результате российские эксперты заявляют, что подобные сокращения «не могли им привидеться даже в страшном сне», и это будет иметь «катастрофический» результат. Ну что тут скажешь? Разве что одно — Путин опять всех перехитрил.

ДОГОВОРЕННОСТИ СКРЫВАЮТ НОВЫЙ КРИЗИС

Переговоры хоть в основном и закончились, однако окончательное решение для снятия потенциального кризиса так и не найдено. Дело в том, что мировое потребление нефти из-за остановки транспорта и промышленности сократилось на 30—35 млн баррелей в сутки (на 30—35%), а по оценкам Дональда Трампа так и на все 40%. То есть, чтобы предотвратить разворачивание нового кризиса, мировая добыча нефти должна быть сокращена именно на 35—40%, то есть на 35—40 миллионов баррелей в сутки. Страны же ОПЕК вместе с Россией (ОПЕК+) достигли договоренности, что 13 государств-членов и Россия сократят добычу на 10 млн баррелей в сутки. Это только 10%.

На саммите министров энергетики стран G20 достигнута договоренность, что еще и нечлены ОПЕК, такие как Канада, Норвегия, Бразилия, Аргентина, США, сократят где-то ориентировочно 5 млн баррелей в сутки. В целом это составит не более 15 млн баррелей, то есть всего 15%, тогда как надо вдвое больше. Поэтому эксперты считают, что страны — экспортеры нефти еще должны договариваться о дальнейшем сокращении, потому что нынешний его уровень все равно приведет к избытку нефти на мировом рынке и станет неликвидом, а это приведет к еще одному катастрофическому падению цены, хотя она и так уже на грани рентабельности.

КАКОЙ ВЫХОД?

Конечно, и страны ОПЕК, и Россия, и США будут продолжать вести переговоры, потому что никто не хочет продавать нефть слишком дешево. Резервы заключаются в том, чтобы привлечь к сокращению добычи те страны, которые до этого не участвовали в сокращении, такие как, скажем, Великобритания и другие, ведь нефть в мире добывают более 50 стран, а в процессе сокращения приняли участие не более 20 стран.

Кстати, на призыв стран ОПЕК к сокращению добычи из-за угрозы мирового кризиса откликнулись и страны Африканской организации производителей нефти (Арро). Руководство этой организации в заявлении, опубликованном в субботу, отметило, что они примут участие в сокращении добычи «в духе сотрудничества и коллективной ответственности за глобальное состояние дел». На сколько и какие страны сократят добычу, станет известно в ходе дальнейших консультаций и переговоров, но мир стоит перед пропастью — или наберется от 35 до 40 млн баррелей совокупного сокращения, или же опять произойдет падение цены, обесценивание валют, рост безработицы, крах бюджетов и еще более жестокий глобальный экономический кризис.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать