Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Нетипичные выборы в нетипичное время

На примере Николаевского региона
30 октября, 15:33

Нынешние местные выборы были нетипичными со всех сторон. Во-первых, выборы проходили по новому законодательству, согласно которому увеличилось количество советов, за которые голосовали избиратели, была введена обязательная гендерная квота, а также другие изменения в избирательном законодательстве. Все это привело к значительному увеличению срока регистрации кандидатов. Если говорить о Николаеве и Николаевской области - всего за несколько дней до выборов на сайте ЦИК появилась информация о списках кандидатов в депутаты разных уровней.

Нетипичными они стали и учитывая медийную составляющую. Так, задержка с регистрацией кандидатов привела к тому, что, фактически, традиционные медиа Николаева и Николаевской области - газеты, радио, телевидение - не имели возможности размещать материалы политической агитации и рекламу кандидатов почти до последней недели предвыборной кампании. Стоит ли говорить о том, что потеряли медиа, учитывая и так сложную финансовую ситуацию, связанную с общим экономическим кризисом, вызванным коронавирусной инфекцией? Традиционные СМИ в этом году "не подышали кислородом выборов», а фактически только увидели из окна, как проезжает «поезд выборов». В это же время социальные сети и некоторые Интернет-ресурсы не были ограничены законодательной базой и по полной размещали материалы, которые де-факто являются политической рекламой и агитацией. Отдельные кандидаты вообще использовали только площадки в Фейсбуке и Инстаграме или распространяли свои «боевые листки», вместо того, чтобы разместить материалы в печатных СМИ.

Открыто или нет, национальные партийные технологи и штабы не поддержали в трудную минуту кризиса украинские медиа и, в лучшем случае, размещали партийную политическую рекламу в национальных медиа, при этом региональные медиа оказались вне бюджетов. Традиционным бешеным спросом пользовались борды.

Этот симптом очень опасен и может свидетельствовать о том, что кто-то снова хочет через экономическую зависимость «поставить на колени» и без того зависимые региональные СМИ.

Это видно на примере отдельно взятого Николаевского региона. В других областях ситуация, возможно, была другой. Но если нет, то, может, стоит задуматься над тем, чтобы на законодательном уровне ограничить использование инструментариев социальных сетей, непонятных Интернет ресурсов, бордов, «боевых листков» во время политической агитации, или как минимум поставить их в такие же законодательные рамки, которые имеют традиционные медиа со всеми их ограничениями.

Что же наконец получили политические партии и кандидаты? На примере выборов в Николаеве, те, кто не имел постоянной партийной истории с долгосрочным высоким уровнем сторонников, партийного лидера, который ведет активную политическую деятельность, не относился к «хайповым» политическим силам и сделал ставку только на Интернет, социальные сети и частично на борды - получили самые незначительные результаты. При этом следует отметить, что среди лидеров и кандидатов этих партий были достаточно известные для николаевцев фамилии бывших губернаторов, мэров Николаева, глав областного совета и др. Повод ли это для того, чтобы политтехнологи и «их жертвы», то есть сами кандидаты, задумались над этим? - Да конечно. Является ли это поводом вспомнить о том, что не так давно некоторые «горячие головы» предлагали и вовсе запретить официальную предвыборную агитацию и пропаганду? - Да. Фактически, на примере местных выборов-2020, мы увидели, во-первых, кто будет зарабатывать на предвыборных материалах, если от этого процесса будут устранены традиционные медиа. Во-вторых, мы смогли увидеть результат таких выборов.

Среди изюминок этого политического сезона в Николаеве - инициатива Коалиции бизнес-организаций Николаева, которые выступили с требованиями к кандидатам на должность городского головы города Николаева и кандидатам в депутаты города Николаева по улучшению условий для ведения бизнеса в Николаеве, программа была реализована совместно с Николаевским пресс-клубом по поддержке программы CIPE. Часть таких обсуждений вместе с представителями бизнеса и кандидатами происходила в прямом эфире телеканала ТАК TV во время ток-шоу «Телевизионный пресс-клуб с Глебом Головченко». Сначала бизнес сформировал 15 требований к кандидатам, а после этого кандидаты и политические партии имели возможность публично присоединиться к Меморандуму и взять на себя определенные обязательства в случае их избрания. Фактически, это стало уже отраслевым продолжением инициативы Николаевского пресс-клуба десятилетней давности о проведении честных и прозрачных выборов с определенными обязательствами кандидатов и партий.

В итоге хочу отметить, что, как человек, который большую часть своей жизни так или иначе участвовал в процессе выборов, наиболее неподготовленных, наиболее непрофессиональных с точки зрения использования информационных возможностей, наиболее непрофессиональных с точки зрения политических технологий выборов я еще не видел.

А пока наблюдаем за подсчетом голосов в ТИК и УИК и ждем перечень кандидатов, которые станут депутатами. Ведь в промежутке от объявления результатов до получения мандатов также может произойти много сюрпризов.

Глеб ГОЛОВЧЕНКО, секретарь НСЖУ, директор Колледжа прессы и телевидения, генеральный продюсер ТК ТАК TV

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать