Поединок популизмов
Наличие депутатской неприкосновенности не мешает парламентам Польши, США и Израиля быть эффективными средствами осуществления народовластия
Украинское государство и (что досаднее всего) украинское общество, включительно со значительной частью его интеллектуальной элиты, сами себя загнали на грань больших и бессмысленных потрясений. Это окончательно стало понятно 17 октября. Утром в тот день под Верховную Раду вышли тысячи сторонников «Большой политической реформы», одним из главных требований которой является отмена депутатской неприкосновенности; синхронно почти те же изменения в Конституцию предложил во внеочередном законопроекте президент Порошенко. Под почти всеобщее одобрение общественности – мол, хотя бы что-то правильное будет сделано для развития демократии, для эффективной работы парламента, для усиления ответственности депутатов перед избирателями.
В действительности все не так. Если, конечно, не считать, что успешные нации вокруг нас состоят из дураков, а украинцы по природе своей самые мудрые.
Возьмем действующую Конституцию Республики Польша. Есть в ней статья 105, которая характеризует ту саму депутатскую неприкосновенность, которую предлагают то ли отменить, то ли возвести к минимуму и власть, и «демократическая» оппозиция.
Позволю себе привести ее полностью на языке оригинала.
Art. 105.
«1. Posel nie moze byc pociagniety do odpowiedzialnosci za swoja dzialalnosc wchodzaca w zakres sprawowania mandatu poselskiego ani w czasie jego trwania, ani ро jego wygasnieciu. Za taka dzialalnosc posel odpowiada wylacznie przed Sejmem, а w przypadku naruszenia praw osob trzecich moze byc pociagniety do odpowiedzialnosci sadowej tylko za zgoda Sejmu.
2. Od dnia ogloszenia wynikow wyborow do dnia wygasniecia mandatu posel nie moze byc pociagniety bez zgody Sejmu do odpowiedzialnosci karnej.
3. Postepowanie karne wszczete wobec osoby przed dniem wyboru jej na posla ulega na zadanie Sejmu zawieszeniu do czasu wygasniecia mandatu. W takim przypadku ulega rowniez zawieszeniu na ten czas bieg przedawnienia w postepowaniu karnym.
4. Posel moze wyrazic zgode na pociagniecie go do odpowiedzialnosci karnej. W takim przypadku nie stosuje sie przepisow ust. 2 и 3.
5. Posel nie moze byc zatrzymany lub aresztowany bez zgody Sejmu, z wyjatkiem ujecia go na goracym uczynku przestepstwa и jezeli jego zatrzymani jest niezbedne do zapewnienia prawidlowego toku postepowania. O zatrzymaniu niezwlocznie powiadamia sie Marszalka Sejmu, ktory moze nakazac natychmiastowe zwolnienie zatrzymanego.
6. Szczegolowe zasady pociagania poslow do odpowiedzialnosci karnej oraz tryb postepowania okresla ustawa».
А теперь – ее ключевые моменты в переводе.
«Депутат не может быть привлечен к ответственности за свою деятельность, которая входит в сферу осуществления депутатского мандата, ни во время его осуществления, ни после прекращения его действия. За такую деятельность депутат отвечает исключительно перед Ceймoм, а в случае нарушения прав третьих лиц может быть привлечен к судебной ответственности только по согласию Ceйма. Со дня опубликования результатов выборов до дня прекращения действия мандата депутат не может быть без согласия Сейма привлечен к уголовной ответственности. Депутат не может быть задержан или арестован без согласия Ceйма, за исключением задержания его на месте преступления и если его задержание нужно для обеспечения правильного хода рассмотрения дела. О задержании безотлагательно уведомляют Maршaлка Ceйма, который может приказать немедленно освободить задержанного».
А вот соответствующий фрагмент из Конституции США, 230-летие которой исполнилось месяц тому назад, в оригинале и в переводе.
Section 6. The Senators and Representatives shall receive а compensation for their services, to be ascertained by law, and paid out of the treasury of the United States. They shall in all cases, except treason, felony and breach of the peace, be privileged from arrest during their attendance at the session of their respective Houses, and in going to and returning from the same; and for any speech or debate in either House, they shall not be questioned in any other place.
Раздел 6. Сенаторы и члены Палаты Представителей за свою службу должны получать вознаграждение, установленное законом и оплаченное казной Соединенных Штатов. Во всех случаях, кроме государственной измены, совершения тяжелого преступления и нарушение мира, сенаторы и члены Палаты Представителей имеют право неприкосновенности лица во время пребывания на сессиях, а также по пути туда и обратно; за все сказанное ими в речах или в дебатах в своих палатах, никто не имеет права допрашивать их в других местах.
И, наконец, Государство Израиль. В нем функцию Конституции выполняют 11 Основных Законов (разработка еще нескольких продолжается). Закон, который имеет предметом работу Кнессета, очень интересно формулирует соответствующие статьи.
Статья 17. Неприкосновенность членов Кнессета. Члены Кнессета пользуются неприкосновенностью, подробности устанавливаются законом.
Статья 18. Неприкосновенность здания Кнессета. Здание Кнессета неприкосновенно, подробности устанавливаются законом.
Законодательство детализирует эти положения. Да, депутаты неприкосновенны, когда делают что-то при исполнении депутатских обязанностей или для того, чтобы их исполнить. Это касается и всех случаев голосования или высказывания мнения в устной или письменной форме, то есть идет речь о гарантиях депутату для исполнения им своих обязанностей. В других случаях, когда идет речь о депутатских правонарушениях во время своей каденции, действует сложная процедура привлечения к суду. Что интересно: депутат может быть отдан под суд только тогда, когда покинет здание Кнессета.
Что является ключевым во всех этих трех случаях? Гарантии беспрепятственного участия депутатов в работе парламента, прежде всего во время сессий. В Украине же в случае принятия того или другого законопроекта статья 80 Конституции обретет такой вид: «Народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету». И все! Единственная разница – что президентский законопроект ставит цель «включить» изменения в Конституцию в 2020 году, а депутатский – немедленно.
Но в обоих случаях идет речь о чистейшем популизме, потенциально очень опасном для украинской демократии. Ведь депутатская неприкосновенность – не чья-то злоумышленная выдумка, а закономерная составляющая парламентаризма как такого, чья история в Европе, где он родился, насчитывает восемь веков (это если не принимать во внимание представительские органы античных времен). Да, в Украине большинство граждан видят в депутатской неприкосновенности не самое ли большое зло; однако борьба с ней – это очковтирательство, осуществляемое в интересах олигархических групп и политиков-демагогов. Отсутствие же неприкосновенности даст возможность исполнительной власти с помощью силовых структур «регулировать» состав Верховной Рады, прежде всего, во время сессий. И не только власти, но и кланам – с помощью нереформированной судебной системы. Поскольку иногда достаточно исключить на основании фальшивых обвинений из активной политической жизни хотя бы на несколько дней десяток-другой парламентариев – и ключевые голосования в Раде будут иметь совсем другие последствия. Я уже не говорю о том, что депутатов можно будет не покупать, а просто запугивать.
А между тем наличие депутатской неприкосновенности не мешает парламентам Польши, США и Израиля (и далеко не только им) быть эффективными средствами осуществления народовластия. И только украинцам, как видим, мешает. Печально.