Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Покаяние или расчет?

Признание Ирана в уничтожении пассажирского самолета последовало после того, как накануне вечером украинские эксперты были, наконец, допущены к обломкам авиалайнера
14 января, 11:18

На третий день, утром 11 января, официальный Тегеран все-таки признал, что украинский «Боинг» в международном аэропорту иранской столицы был сбит героями-зенитчиками из Корпуса стражей исламской революции. Это признание последовало после того, как накануне вечером украинские эксперты были, наконец, допущены к обломкам авиалайнера и нашли на них явственные следы его поражения осколками ракеты. Да и материал переговоров с диспетчерами, обнародованный к тому времени, доказывал, что до прекращения связи ни о каких технических неполадках речи не шло, что тоже работало на ракетную версию.

После этого отрицать версию с иранской ракетой стало не только бессмысленно, но даже опасно. Первоначально иранские аятоллы собирались уйти в глухую несознанку и отстаивать версию о мифических технических неполадках на борту самолета. И в соответствии с этой линией в Тегеране старались не допускать в страну представителей «Боинга», самостоятельно расшифровывать «черные ящики» лайнера, максимально ограничить доступ иностранцев к процессу расследования катастрофы и поскорее зачистить место падения самолета от улик (фрагменты самолета стали сгребать бульдозером).

Однако в руководстве Ирана нашелся кто-то достаточно умный для того, чтобы объяснить своим коллегам, что путь отрицания очевидного в данном случае — это путь в пропасть. У американцев и их союзников есть средства слежения, которые могли зафиксировать пуск ракет по «Боингу». Кроме того, ракета, попавшая в самолет, оставила слишком много улик. Быстро устранить их не получится. А если надолго затянуть с доступом экспертов к «черным ящикам» и останкам «Боинга», то это фактически будет признанием Ираном своей вины. Именно так это было бы расценено в подавляющем большинстве стран мира. И тогда Исламская республика превратилась бы в государство-изгоя не только в глазах США, но и в глазах большинства государств мира, с неизбежным введением новых санкций, а это Тегерану сейчас совсем не надо. Канада вообще пригрозила санкциями, если Иран не перестанет «валять Ваньку» с техническими причинами.

Некоторые российские эксперты успели подсказать Ирану версии с попаданием в самолет американской ракеты, столкновения самолета с американским же беспилотником и, наконец, совсем уж экзотическую, с диверсантами, которые будто бы заранее повредили оба двигателя «Боинга». Все эти версии были бы легко разоблачены экспертами, и потому Тегеран предпочел не брать их на вооружение. Но и признание своей вины для Ирана стала лишь меньшим из возможных зол, поскольку по престижу Исламской республики тем самым был нанесен сокрушительный удар. Во-первых, выяснилось, что ПВО у Ирана — никакое. По официальной версии, героические бойцы и командиры КСИР ошиблись исключительно благодаря «авантюризму США». Дескать, американцы убили Сулеймани, а после ответного удара Ирана по американским базам в Ираке иранцы ожидали ответного американского удара, нервничали, отсюда и все беды. Получается, что это американцы виноваты в том, что иранцы наносили удар по американским базам и при этом боялись возмездия!

По официальной иранской версии, ПВО КСИР спутали пассажирский «Боинг» с американской крылатой ракетой! Все серьезные эксперты единодушно утверждают, что для того, чтобы совершить такую ошибку, расчет иранского «Тора» должен был быть либо основательно пьян и (или) обкурен-обколот наркотиками, либо вопиюще непрофессионален. Верно, думаю, второе. И данный инцидент свидетельствует о том, что иранское ПВО несет угрозу, прежде всего, своим самолетам, военным и гражданским. Оно находится на столь низком уровне, что, если США и Израиль или один только Израиль, но при одобрении и негласной поддержке США, захотят нанести ракетно-бомбовые удары по основным объектам иранской ядерной и ракетной программы, зенитные ракетные комплексы Ирана никак не смогут их предотвратить. От этой акции США и Израиль, по всей вероятности, пока что удерживают технические трудности ее проведения, а также необходимость нейтрализации вероятной реакции Ирана на такую атаку в виде ракетных пусков по соседним государствам, но никак не страх перед иранским ПВО, в бессилии и полном непрофессионализме которой руководство Ирана фактически только что расписалось перед всем миром.

Нынешнюю трагедию в аэропорту Тегерана часто сравнивают с гибелью малазийского «Боинга» над Донбассом. Тут надо заметить, что российские зенитчики, приняв пассажирский самолет за военно-транспортный, все же совершили чуть меньшую ошибку, чем их иранские коллеги. Но что еще важнее, Москве гораздо труднее, чем Тегерану, признаться в этом преступлении, поскольку оно было совершено на чужой территории, и такое признание в данном случае будет означать и признание российского прямого военного вмешательства в войну в Донбассе. А Россия свое вмешательство, вопреки фактам, продолжает отрицать до сих пор.

Иранское руководство, как выяснилось, нанося удар по американским базам, заранее предупредило о нем правительство Ирака, а, следовательно, и американцев, чтобы избежать жертв. Это доказывает, что Тегеран реально испугался угроз Трампа нанести еще более сокрушающие удары по Ирану, чем убийство Сулеймани, в случае гибели американцев или их союзников. Главное же, признав свою ответственность за катастрофой украинского «Боинга», большинство погибших в которой оказались иранцы, руководство Ирана практически свело на нет как возмущение своих союзников убийством Сулеймани американцами, так и их восхищение «филигранной» атакой Ирана американских баз. Наоборот, в Иране возобновились многотысячные протесты оппозиции, на которых верховного руководителя Исламской революции аятоллу Али Хаменеи, как верховного главнокомандующего КСИР, обвиняют в гибели пассажиров украинского «Боинга» и призывают уйти в отставку, а также жгут портреты Сулеймани. При этом иранские власти настолько растерялись, что даже на полчаса арестовали британского посла в Тегеране — за то, что он оказался рядом с протестующими, и обвинили его в организации беспорядков. В условиях подобной растерянности возникает риск неадекватных действий со стороны Тегерана, и всем сторонам необходимо проявлять максимальную осторожность, чтобы не допустить эскалации конфликта. В то же время, поскольку Иран уже вышел из ядерной сделки, европейским державам, вслед за США, рано или поздно придется реагировать на это введением серьезных санкций, что также повысит риск военной конфронтации на Ближнем Востоке.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать