Перейти к основному содержанию

Предложение Коломойского. Что за ним?

14 июня, 18:09
Фото: Reuters

Украинско-российскую границу нужно перекрывать и контролировать. Это понятно всем. Осталось ответить на довольно простой вопрос: как это сделать? Обычно чем проще вопрос, тем сложнее на него ответить.

Свой вариант перекрытия границы предложил Игорь Коломойский. Построить за его счет на украинско-российской границе в Донецкой и Луганской областях стену и другие инженерные сооружения, чтобы сделать невозможным несанкционированное ее пересечение. Примеры таких сооружений есть.

В частности, Берлинская стена. Не будем вдаваться в политические аспекты ее сооружения. Рассмотрим чисто технические. Строительство и переоборудование стены продолжалось с 1962 по 1975 год. К 1975 году она приобрела окончательный вид превратившись в сложное инженерно-техническое сооружение, получив название Grenzmauer-75 (Граничная стена-75) и представляла собой высокие (3,60 м) бетонные сегменты, которые при необходимости можно нарастить, с установленными на вершине цилиндрическими барьерами, которые практически невозможно было преодолеть. Кроме самой стены были возведены новые сторожевые башни, строения для пограничников. Протяженность стены составила 155 км, в том числе в черте Берлина 43,1 км. На границе ГДР и ФРГ вне Берлина стену, за исключением некоторых участков, не строили, но была оборудована система преград из колючей проволоки, минных полей и самострельных автоматов. Надо сказать, что преодолеть такие заграждения было исключительно трудно, хотя кому-то это удалось.

Второй пример — Израиль. Граница с сектором Газа  закрыта железобетонными заграждениями фрагментарного типа с колючей проволокой. Барьер также оснащен датчиками и буферными зонами по всей протяженности границы. Надо сказать, что после сооружения барьера Израиль — сектор Газа число террористических актов хамасовских боевиков на территории еврейского государства фактически стало нулевым.

Предложение Коломойского вызвало неоднозначную реакцию, в основном, негативную. Большинство экспертов ссылается на то, что такие сооружения не могут предотвратить вторжение армии или высадку десанта с воздуха. Это действительно так, но здесь мы имеем типичную подмену. Как берлинская стена, так и барьер в Израиле для этого не предназначены и строились с другими целями. Их функции совершенно иные, поэтому такие замечания просто неуместны.  

Система инженерных сооружений по предложению Коломойского должна предотвратить проникновение мелких групп террористов и не более того. В принципе, такое предложение совсем не такое глупое, как его некоторые представляют, и в других условиях вполне могло быть реализовано. Совсем иной вопрос, что в данный момент этим заниматься не имеет смысла.

Во-первых. Даже если все предложения осуществить в полном объеме, то проблему это не решит. Граница проходит не только в Луганской и Донецкой областях. Не смогут террористы пройти там, они начнут переходить в других местах. Напряженность начнет расползаться по всей границе и проникать в еще спокойные регионы. Либо строить стену вдоль всей границы, в том числе и с Белоруссией, либо не делать этого совсем. По понятным причинам первое просто невозможно. Сложности не только инженерные, организационные и финансовые. Во многих случаях это просто сделать невозможно. Линия раздела проходит по улицам когда-то единых населенных пунктов, их колючей проволокой не перегородишь. Есть и другие проблемы.

 Во-вторых. Границу, конечно, оборудовать необходимо, но не следует переходить известные пределы целесообразности. Граница будет на замке при соответствующей организации ее охраны, мониторинга и правильного расположения армейских частей прикрытия наряду с пограничниками. Самое главное – это поддержка местного населения. Без этого не помогут никакие стены и другие инженерные сооружения.

 В-третьих. Террористы обречены, если их никто не ждет, если пароли, явки и т.д. известны и невозможно создать в государстве инфраструктуру террора. Это задача не только пограничников, армии, но и СБУ, разведки, милиции и других органов. В четкой координации их действий и правильного распределения функций. Здесь следует тщательно изучить опыт борьбы с террористами не только Израиля, а также Великобритании, Франции и, особенно, Испании.

В-четвертых. У населения не только на границе, но по всей стране необходимо воспитывать антитеррористическую культуру. Все должны понимать, что борьба с террористами и диверсантами, как говорили при товарище Сталине, дело всего народа.

 Предложение Коломойского имеет ясную политическую составляющую. Более того, и пиаровскую. Сейчас нет более благородной цели, чем содействовать укреплению нашей границы. Кто сделает это, получит очевидные политические дивиденды. Вполне возможны досрочные парламентские и местные выборы и это, особенно второе, довольно сильно интересует команду олигарха. После проведения децентрализации значительная часть украинской политики сместится в регионы. В этом случае значительные финансовые ресурсы будут оставаться в областях. Соответственно интерес к местной политике возрастает во много раз. К тому же речь идет о самодостаточном в финансовом отношении даже при прежней власти регионе.

Традиционно Игорь Коломойский раскладывал политические орехи по разным партийным корзинам. Похоже, делает это и сейчас, но при этом не забывает наращивать свой политический потенциал. И не только в Днепропетровске, а и в других областях. Примеры достаточно хорошо известны.

Хотя предложение о границе навряд ли будет принято, тем не менее, свою роль оно сыграло. Через некоторое время о нем забудут, но в нужный момент о нем вспомнят. Для чего его и выдвигали.

Граница и контроль над ней не может быть предметом политических игр. К сожалению, на последнее надежды мало. И от этого не защитит никакая стена и самые хитроумные сооружения на границе.    

Юрий  РАЙХЕЛЬ

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать