Перейти к основному содержанию

Причины побед «лево-правых популистов»

23 ноября, 13:26

«Новые лево-правые популисты», похоже, в следующем году продолжат свой марш по всему миру. От одной победы к другой на выборах всех уровней и на референдумах, завоевывая одну позицию за другой и успешно занимаясь переформатированием мирового порядка. Лучше или хуже станет жить миллиардам людей в результате этих будущих изменений - неизвестно, однако уже сейчас стоило бы присмотреться внимательно к причинам появления и утверждения деятелей и политических сил такого рода, которые еще в конце прошлого века казались кем-то и чем-то ирреально-фантомным, существующим только в воспаленном воображении отдельных маргинальных политиков и аналитиков.

Однако объективное основание этого «лево-правого» политического «взрыва», который мы можем наблюдать во многих развитых странах, было заложено именно тогда. Ведь именно тогда совершило своеобразное «харакири» то мощное левое и леволиберальное движение (не путать с левыми радикалами, то есть коммунистами разного рода!), которое в немалой степени определяло лицо ХХ века и было одним из главных факторов всестороннего развития социально ориентированной рыночной экономики и политической демократии, а еще - защиты прав человека.

Это «харакири», конечно, только одно из измерений того основания, но очень важное и достойно сегодня особого внимания.

Какими были основные принципы классического левого движения? Защита интересов и прав трудящихся (от бедных пролетариев и батраков до крестьян-середняков и городских мелких предпринимателей), справедливое перераспределение богатств в интересах большинства общества (прежде всего от денежных бездельников к работникам), преобразование мира, разделенного в тех или иных формах между империями во времена «первой глобализации» (конец XIX - начало ХХ века),в систему равноправных национальных государств, в конце концов классовая борьба в ее цивилизованных формах (Карл Маркс в конце жизни сказал, что всеобщее избирательное право снимает потребность в социалистической революции) с целью гармонизации социума под лозунгами Свободы, Солидарности и Справедливости.

Конечно, жизнь всегда сложнее теоретических схем и идеологических лозунгов, поэтому левое движение, которое включало социал-демократические и социалистические партии, профсоюзы, женские и молодежные организации,иногда было вынуждено идти на компромиссы, «вынося за скобки» те или иные свои лозунги. Однако в целом левые силы вместе с леволиберальными интеллектуалами сумели достичь немалого. Правда, был у них существенный изъян: большая часть их проводников и активистов искренне верила советской пропаганде относительно «выдающихся успехов» СССР в социальной сфере. Однако здесь не все так просто: то, что в СССР было на уровне лозунгов (а реально - разве что для номенклатуры), западные левые воплощали в жизнь, используя все рычаги - от забастовок до побед на выборах. И поэтому не случайно Никита Хрущев, вернувшись в 1964 году из поездки в Швецию, искренне сказал Анастасу Микояну: «Ты думаешь, Анастас, у нас социализм? У нас дерьмо, а не социализм! А вот в Швеции - социализм!

По стечению обстоятельств через несколько месяцев Хрущева отправили в отставку...

Но речь не о том, а о реальных успехах левого движения. А еще - о том, что после Хрущева Кремль и Лубянка, видя эти успехи, начали активно ссылать в ряды этого движения свою агентуру, чтобы через нее, воспользовавшись иллюзиями западных социалистов в отношении СССР, влиять на европейскую и мировую ситуацию.

Я далек от того, чтобы списывать трансформацию левого и леволиберального движения, которая началась в 1970-80-х, на действия этой агентуры. Хотя бы потому, что ума ей бы не хватило на такую долгосрочную стратегию. Здесь друг на друга наложились многочисленные объективные и субъективные факторы, анализ которых - особая тема. Обратим внимание на последствия; сошлюсь на двух современных мыслителей.

Вот что говорил, выступая в Киеве в сентябре 2013 года, французский политолог Лоран Буве: «Феминизм заполонил все страны. Гомосексуалисты являются большой частью социал-демократического сообщества... Начиная с 70-х годов социал-демократические, социалистические партии взяли под свое крыло борьбу за права национальных меньшинств... То есть этим меньшинствам - или сексуальным, или национальным, или расовым - стали предоставлять определенные преференции... Вся эта борьба подменила борьбу классовую как таковую». Другими словами, левые, по словам Буве, разошлись с идеями, которые были в их истоках.

А за полтора года до этого патриарх российского либерализма публицист Поэль Карп отметил ряд проблем, которые возникли не в последнюю очередь вследствие политики европейских левых в последние десятилетия. Среди них:

 

- Тяжелый кризис политики мультикультурализма: «Хотели, чтобы люди, перебравшиеся в Европу, стали европейцами, не отрекшись от отеческой культуры. Это не получилось… Двойная система ценностей, терпимость к нарушению общепринятых в Европе светских норм, обручившись с политкорректностью к чужой религиозной нетерпимости, порождает Брейвиков».

- Деструктивный со многих точек зрения характер привлечения мигрантов для работы в Европе: «Завоз в Европу рабочей силы, не имевшей работы дома и готовой получать за труд много меньше британских, французских, немецких рабочих, был как раз антикапиталистическим, антирыночным актом, как в прошлом завоз в Америку рабов из Африки. Он был направлен против своих рабочих, которым не хотели платить больше… Массовый завоз дешевой рабочей силы, к сожалению, не был осознан как внеэкономический шаг, подрывающий рыночную экономику. Ощущение этого вылилось лишь в форме противостояния культур и религий, христианства и ислама».

- Абсурдность ожесточенной борьбы с национализмом как таковым, что вроде бы априори является агрессивным: «Во Франции об Алжире спорили, отпускать или не отпускать, и решающее слово, чтобы отпустить, сказал де Голль, явный французский националист. Потому и отпустил, что дорожил Францией, не хотел ей груза, выгодного немногим».

- Опасная терпимость к левому радикализму: «Крайне правым в Европе, а в Германии особенно, гнуть свое трудней, чем крайне левым. Партию "Левые", правившую в ГДР, хоть и под другим именем, в бундестаг пускают, а национал-социалистами там не пахнет».

- Наконец, радикальное изменение идеологии и практики левых сил: «В прошлом левых беспокоило положение рабочих. Теперь левые другие».

И действительно, принципиально другие. Если раньше левые и леволиберальные силы защищали интересы работников, прежде всего наемных, то теперь объектом их защиты являются прежде всего те, кто не работает. И не только потому, что не может работать, но и потому, что работать не хочет - в силу то ли личных, то ли групповых, то ли радикально-религиозных взглядов. Иначе говоря, речь идет о перераспределении национального богатства в пользу тех, кто его не создает - а нередко и не хочет создавать. Ранее левые силы и леволиберальные интеллектуалы апеллировали к большинству общества, которое формировалось на почве привлечения к трудовым процессам всех видов. Сегодня они, как заметил Буве, апеллируют к меньшинствам, сформированным на принципиально иной основе, и выражают их интересы.

Поэтому массовый труженик почувствовал себя преданным и покинутым. Не в последнюю очередь потому, что преференции, в том числе и при приеме на работу, сейчас очень мало связаны с квалификацией этого работника и его потенциальными возможностями. А еще - в результате чрезмерного налогового бремени на экономику развитых стран, призванногообеспечить кучу далеко не всегда рациональных социальных программ «для бездельников», следствием чего стал массовый перенос транснациональными корпорациями своих предприятий в государства «третьего мира» с дешевой рабочей силой и меньшими налогами. А еще - и из-за стремительного разрушения социокультурных традиций и координат, в рамках которых, кстати, появились и левое движение, и всеобщее избирательное право, и политическая демократия, и защита прав человека, и демонтаж колониальной системы, и феминизм, и многое-многое другое. Вдруг выяснилось, что чуть ли не все предыдущие ориентиры и ценности были ложными, теперь история будет двигаться иначе (это вам ничего не напоминает?). Классические правые не имели ответов на эти вызовы, поэтому место для «новых лево-правых популистов» оказалось уже согретым. И они пришли...

Автор этой статьи не считает ответы, которые предлагают «лево-правые популисты» на вызовы, адекватными. Но ответы эти надо найти, отбросив практику закрывать глаза на реальные проблемы, а вместе с тем - возродить цивилизованное массовое политическое движение, которое будет защищать интересы трудящихся.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать