Перейти к основному содержанию

Российские имперцы-государственники под двумя флагами одновременно

09 ноября, 14:11

В этом году парад на Красной площади 7 ноября, официально посвященный 75-летию военного парада во время войны, стал действительно неординарным событием. Это была своеобразная «разведка боем», призванная с помощью телетрансляции и обнародования записи в интернете проверить прочность закрепления на уровне символов массовым сознанием концепции «единства русской истории». Конечно, единства не реального, а идеологически выстроенного, искусственно фрагментированного и мифологизированного. Похоже, результат этой разведки оказался положительным, так что в следующем году в бой будет брошена «тяжелая артиллерия» идеологического фронта, призванная доказать преемственность и незыблемость канонов российского империализма.

Найдите в интернете запись парада и пересмотрите его с самого начала, потому что открывает это символически-идеологическое действо торжественная церемония пронесения по Красной площади двух флагов — «белой» и «красной» армий эпохи гражданской войны — и антибольшевистских формирований, воевавших на стороне Гитлера, и красноармейцев Сталина времен Второй мировой. Красное знамя и триколор в нерушимом торжественном единстве. Все замирают: смирно!

Ну, а во время самого парада у переодетых в советскую униформу времен войны военных были на рукавах нашивки тех же цветов, что и власовские, а над площадью звучал сталинский государственный гимн, который представляет собой переработанную «Песню о партии большевиков» — «партия Ленина, партия Сталина ... » и, наконец, по площади двигалась воссозданая советская боевая техника времен Второй мировой, имевшая на броне и на бортах грузовиков не красные звезды, а двуглавых орлов (это уже не власовская, но все равно антибольшевистская символика времен и гражданской, и Второй мировой войн) ...

Такой вот «синтез истории» под омофором режима Путина. Причем синтез на основаниях российского империализма, под какими бы знаменами он не выступал, и «нерушимого единства партии и народа» (чтобы убедиться в этом, достаточно пересмотреть театрализованное представление, совмещенное с тем самым парадом). Что ж, это логично, не так ли? И начались попытки такого синтеза не сегодня, а еще в советское время, на что обратил внимание российский блоггер Алексей Широпаев. Он, правда, писал не о парадах, а о кино:
«По крайней мере трижды в советском кино встречается один и тот же эпизод: «наши» убегают от «ненаших» на тачанке, лихо расстреливая конных преследователей из пулемета. Впервые эта зрелищная картинка появилась, по-моему, в фильме «Донская повесть» (1964). Затем практически «дословно» она повторяется в фильме «Служили два товарища» (1968). И в третий раз мы ее видим в сериале «Адъютант его превосходительства» (1969). Что объединяет все эти три эпизода? Вовсе не тачанка и не отлично поставленные сцены погони. Объединяет их то, в КОГО стреляют убегающие. А стреляют они вот в кого. В «Донской повести» — это антисоветские казаки-повстанцы (казаки, как известно, имевшие свои региональные интересы, были в сложных отношениях с белым движением). В «Служили два товарища» — это махновцы, рубавшие и белых и комиссаров ... В «Адъютатнте... »  — «зеленые», крестьянские партизаны, воевавшие и против большевиков, и против «золотопогонников» ... То есть во всех трех случаях перед нами НЕ БЕЛЫЕ. Это та самая неимперская, народно-демократическая, крестьянско-казачья третья сила, враждебная и чуждая как большевикам, так и белогвардейцам. И весьма показательно, что в «Адъютанте ...» в одной тачанке оказались и красные, и белые, выступив единым фронтом против зеленых ... Что объединило в тот момент красных и белых? Да то, что и те, и другие — имперцы-государственники, для которых народ — не субъект с собственными интересами, а объект, материал для строительства. На примере «Адъютанта ...»  мы видим: красные готовы примириться даже с белыми, но только не с народом как самостоятельной силой. То же самое можно сказать и о белых — как известно, огромное их количество служило большевикам, увидев в них новых, еще более жестких государственников».

Что ж, по-моему, вполне дельные наблюдения и соображения. Затем, в 1970-80 годы, эти объединительные моменты в кино и на телевидении наглядно проявили себя еще сильнее. Скажем, в телесериале «Дни Турбиных» (1976) главные герои, белые офицеры-монархисты, с большим уважением говорят о большевиках, при этом презирая все украинское. А кинофильмы «Ищи ветра» (1978) и «Первая конная» (1984), посвященные гражданской войне, прямо отмечают: нет смысла драться россиянам, они должны объединиться (конечно, под красным флагом, таково было требование того времени) — и совместно служить великой России. Желающие могут дополнить этот перечень ...

Но дело не в прошлом, а в современности, хотя последняя и выстроена на фундаментах дней вчерашних. Как в советские времена, так и сейчас «синтез истории» происходит не с акцентом на определенных демократических идеях и соответствующих фигурах. Или вы где-то видели в фильмах положительно изображенных российских кадетов, трудовиков, членов Временного правительства (то ли 1917-го, то ли 1918-го года — первое свергли большевики, второе — адмирал Колчак)? Нет. А вот белых офицеров с черносотенными взглядами, но чистыми душами — сколько угодно ... А кем предстает Сталин в фильмах и телесериалах последние 16 лет? Мудрым, хотя и жестоким, деспотичным, а вместе с тем и образованным и весьма компетентным в военных и государственных делах ... Своего рода  «красный император», сторонник «великой России» и национальных российских идеалов…

А в итоге имеем завершение идеологической подготовки к празднованию столетия российской революции, во время которого, уверен, будут проигнорированы или приглушены ее демократические мотивы, связанные с социалистами и либералами, а вместо этого выставлены на первый план сюжеты относитльно преемственности «сильной власти» и «государственного величия», пусть и под другими флагами.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать