Как несвоевременны решения власть имущих. Когда они за что-нибудь, наконец, после долгих сомнений решаются взяться, жизнь уже ушла вперед, и они снова остаются перед разбитым корытом.
Павел Скоропадский, украинский государственный, политический и общественный деятель, последний гетман Украины

Шаман идет...

Насколько серьезно то, что затеял Александр Габышев?
18 сентября, 2019 - 10:13
ФОТО АНДРЕЯ ЗАТЫРКО RADIO FREE EUROPE/RADIO LIBERTY

6 марта 2019 года житель Якутска Александр Габышев, провозгласивший себя шаманом-воином, отправился из родного города в грандиозный пеший марафон до Москвы, чтобы исполнить порученную самим Богом миссию — изгнать «демона Путина», которого природа не любит, и восстановить в России народовластие, т. е. демократию. Изгнать Путина шаман собирается мирным путём, призывая народ на митинги. Но если мирные методы не помогут, Габышевготов изгонять Путина, иным путем, но как именно, он не поясняет. Ранее шаман учился на историческом факультете, работал сварщиком и дворником. К шаманству пришел после трёхлетнего страдания по умершей от болезни жене и вследствие медитации. С горя Габышев ушёл жить в лес отшельником и в память о жене построил часовню. Этот факт говорит о том, что его шаманство носит достаточно синкретический характер, и православию он тоже не чужд. К Москве Габышев идет по обочинам автотрасс с тележкой, нагруженной необходимыми в дороге вещами, включая юрту для ночлега. Те люди, которые к нему подходят или подъезжают и заговаривают, чаще всего его идеи одобряют. Некоторые проходят с ним часть пути, снимают на видео и размещают видео в видеоблогах, что принесло шаману популярность в соцсетях. Видео с Габышевым набрали уже более миллиона просмотров. Габышеву дарят еду и деньги, что  позволяет ему иногда ночевать в гостиницах. Дойти до Москвы Саша-шаман рассчитывает в конце 2020 — начале 2021 год. Но на своем пути он уже, так или иначе, влияет на региональную политику.

Свою программу Габышев декларирует следующим образом: «Демократия должна быть без страха. Сейчас люди боятся говорить, боятся, что их уволят, зарплаты лишат. Просто у нас государственная сила беспредельная, демоническая. Народ в искусственную депрессию загнан. Естественную депрессию знахарь вылечит махом, а эту, искусственную, только колдовством. Колдун нагнал свою иллюзию страха, депрессию на всю страну, но белый колдун — такой, как я, — сможет это наваждение развеять. Политик здесь бесполезен, только колдовство на колдовство... Равновесие должно быть — между государственной властью и народом. И борьба за равновесие идёт порой, да, кровавыми методами, если тиранические государственные режимы не дают демократическим способом уравновесить их власть. И Путин будет защищать государственность, которую мы сейчас попробуем уравновесить народовластием».

И шаман Габышев действительно стал политическим фактором, по крайней мере, в Бурятии. Туда он добрался, сопровождаемый десятком сторонников, в самый разгар местной предвыборной кампании. Тут власти Бурятии, наконец, обратили внимание на шамана-смутьяна. 23 августа ГИБДД под надуманным предлогом конфисковала у группы Габышева красные «Жигули». Затем их встретили «правильные» шаманы из общины «Тэнгэри», претендующие на то, чтобы быть «каноническими» шаманами (хотя само понятие каноничности в шаманизме лишено смысла). Они потребовали от Габышева отречься от шаманства, поскольку изгнание Путина — цель не благая. Александр это требование проигнорировал, а его сторонники уже на следующий день, 29 августа, когда группа подошла к Улан-Удэ, на пожертвования, вместо «Жигулей», купили новенькую «Газель», так что шаман-воин въехал в столицу Бурятии не на осле, а на «Газели». Сторонники Габышева участвовали в митинге оппозиции, протестовавших против фальсификациях на выборах мэра Улан-Удэ, которым был избран единоросс Игорь Шутенков. Митингующие требовали отмены итогов голосования и проведения повторных выборов, а также освобождения двух сторонников Габышева. Митинг был разогнан полицией. Сам же шаман продолжил свой путь к Москве.

Насколько серьезно то, что затеял Габышев? Имеем ли мы дело с эпатажным курьезом или с феноменом, который может иметь политическое значение? Пока что шамана-воина сопровождает порядка 30 последователей. Его противники подозревают Габышева либо в сумасшествии, либо в корыстолюбии и вымогательстве по образцу тоталитарных сект. Но оставим вопрос о личности Габышева и его мотивах. Сейчас важнее попытаться дать ответ на другой вопрос — возможно ли сегодня возникновение в России какого-либо влиятельного общественно-политического движения под религиозными лозунгами. Русская православная церковь, тесно сросшаяся с государством, для этой цели, понятно, не годится. Но и вообще, в рамках православия сегодня нет сколько-нибудь влиятельных движений, оппозиционных руководству РПЦ и имеющих общенациональное значение. Мусульманские движения такого рода в России существуют, но они либо являются филиалами международных исламских организаций и движений, нередко экстремистского характера, либо, по сути, являются  национальными движениями, хотя и под исламскими знаменами, как, например, Татарстане.

В этих условиях шаманизм (или неоязычество) потенциально может канализировать протестное движение против коррупции и произвола власти (борьба с коррупцией является одной из центральных тем габышевских проповедей). Подобное неоязыческое движение в принципе может обрести популярность среди народов Сибири, Урала и Поволжья, у которых сильны традиции шаманизма, несмотря на формальную принадлежность к мировым религиям — православию, исламу и буддизму. Напомню, что совершивший самосожжение удмуртский ученый Альберт Разин тоже был шаманом. В случае этих народов, помимо множества социальных проблем и репрессивной практики правоохранительных органов, недовольство тех же якутов, бурятов, удмуртов и других народов может подпитываться ассимиляторской политикой Москвы, угнетением национальных языков и культур и их постепенным умиранием. Неоязычество, кстати сказать, существует и среди русских. Но здесь оно раздроблено на ряд мелких группировок, имеющих либо экстремистский, либо, как в случае с анастасийцами («Звенящие кедры России») Владимира Мегре, откровенно мошеннический характер. Российские власти славянского неоязычества не боятся.

Судя по всему, Габышев и его нарождающееся движение пока что не вызывает озабоченности в Москве, иначе бы против него и его последователей приняли бы достаточно радикальные меры. Не исключено, что ситуация изменится, когда шаман-воин достигнет Урала и Поволжья. Думаю, что, во всяком случае, обряд изгнания «демона Путина» в российской столице провести ему не дадут, но это случится только в 2020 или 2021 году.

Газета: 
Новини партнерів


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ