Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Страшны ли миру российские угрозы?

НАТО озаботилось попытками РФ создать помехи в работе спутниковых навигационных систем GPS на севере Европы во время проведения маневров Trident Juncture
19 ноября, 13:06

И не только НАТО. Министерство иностранных дел Финляндии вызвало «на ковер» российского посла в Хельсинки Павла Кузнецова из-за инцидента с предполагаемым российским вмешательством в работу GPS. Оно создает угрозу не столько военным, у которых системы связи и навигации многократно дублируются как раз на случай подобных атак, сколько гражданской авиации, да и автомобильному транспорту.

Кстати сказать, Павел Кузнецов – фигура весьма примечательная. В бытность послом в Словакии он в мае 2014 года, после Крыма, но еще до открытого ввода российских войск на Донбасс, весьма откровенно изложил российскую стратегию гибридной войны: «Мы вот как 25 лет назад в 91-м году отказались во внешней политике от вмешательства - это, кстати, может быть, и ошибка России, что мы отказались в нашей внешней политике от как бы вмешательств, как мы это раньше называли, вмешательство во внутренние дела других стран, и от, скажем, подпоры, ну не политической, а вот чисто финансовой, от подпоры партий в других странах. Мы от этого отказались. И здесь американцы это как раз постоянно наращивают и наращивают. И в этом, я думаю, Россия за последние 25 лет очень проиграла. Но я думаю, что так или иначе мы все-таки, наверно, опять вернемся к необходимости действительно более такой активной, не просто на политическом уровне, а более активной поддержки тех политических сил в отдельных странах, которые настроены на сотрудничество с Россией. Ну, наверно, какое-то время это еще займет. Потому что пока, я говорю, пока много у России, много проблем еще и внутренних, и в том числе и финансово-экономических. Надо, действительно, много задач пока и внутри страны решать. Но то, что в ближайшие годы, я думаю, поддержка Россией лояльных России политических сил в других странах, и в том числе в Словакии, она возрастет, я думаю, это будет. И в том числе поддержка и медиа, потому что это тоже огромная наша проблема России».

А в прошлом году, при вступлении в должность посла в Финляндии, Кузнецов пугал финнов: «У каждой страны есть суверенное право самостоятельно определять национальную линию безопасности и политики обороны. Надеюсь, все понимают, что приближение военной инфраструктуры НАТО к нашим границам вынудит нас перейти к надлежащим ответным действиям. Наверное, кому-то это и нужно, но не народам Финляндии и России. Я верю в мудрость финнов и в мудрость политического руководства их страны». А двумя годами ранее его коллега в Дании Михаил Ванин пугал датчан, что датские военные корабли станут мишенью для российских ядерных ракет, если Дания присоединится к американской системе ПРО.

При декларированном стремлении Москвы к добрососедским отношениям с соседними странами российские послы в этих же странах предпочитают язык неприкрытых угроз. Стратегия гибридной войны направлена на запугивание и дестабилизацию как соседних государств, так и всех тех, в ком Кремль видит своих потенциальных противников или объектов собственной экспансии, не брезгуя для этого никакими средствами. Вот и недавнее расследование журналистов The Insider и Bellingcat установило, что ФСБ пыталось завербовать сотрудника британского визового центра в Москве, чтобы знать фамилии тех, кто подает документы для въезда в Соединенное Королевство, а также, чтобы помочь попасть туда без дополнительной проверки «паре ребят» - скорее всего, знаменитым Петрову и Боширову (если это действительно так, то я был прав, когда в одной из статей высказал предположение о том, что солсберецкой «сладкой парочке» из ГРУ помогало ФСБ).

Подозреваю, что Кремль не столь уж негативно относится к такого рода утечкам, а порой и сам их организует. Путину и его окружению важно создать в стране и в мире впечатление, что Большой брат все знает, следит за каждым и способен влиять на выборы и политиков в других странах, на их обороноспособность, спецслужбы и др. Главный принцип российской политики в отношениях как с соседями, так и с Западом в целом: капитулируйте, соглашайтесь на наши условия сотрудничества, а то хуже будет – мы используем все имеющиеся в нашем распоряжении средства и устроим вам желтую жизнь, дестабилизируем все, что сможем – будем травить, взрывать, расстреливать, взламывать компьютерные системы, дестабилизировать системы навигации, влиять на исход выборов, шантажировать и покупать политиков, и прочая, прочая, прочая. И, похоже, остановиться Путин уже не может. Другой политики он просто не мыслит.

Простодушный (или, наоборот, чрезвычайно расчетливый) Павел Кузнецов предельно цинично изложил основные принципы российской внешней политики, все более совпадающей с гибридной войной: вмешательство во внутренние дела других стран; финансирование пророссийских партий и СМИ, ну, а если кто заупрямиться, могут быть предприняты «надлежащие ответные действия», которые могут включать в себя и шантаж, и убийства, и ввод «зеленых человечков» на сопредельные территории, и дестабилизацию выборного процесса.

Все это было и в советское время и безошибочно действовало на «прогрессивную» левую общественность на Западе, следовавшую принципу: «лучше быть красным, чем мертвым». Теперь к адресатам путинской запугивающей пропаганды наряду с крайне левыми силами добавились крайне правые, но совокупное влияние двух этих сил сейчас существенно меньше, чем влияние разного рода антивоенных и пацифистских движений в 60-70-е годы прошлого века. Поэтому меры того же Североатлантического союза по защите от вполне реальной военной угрозы сейчас не вызывают сколько-нибудь массовых протестов ни в крупнейших государствах Запада, ни, тем более, в тех государствах, которым Россия непосредственно угрожает. И ни одна из пророссийских партий пока что не смогла прийти к власти. Запугать потенциальных и актуальных противников не удается, поэтому проблемы с Донбассом, Сирией и ограничения заведомо проигрышной для России гонки ракетно-ядерных вооружений не приближаются к решению на российских условиях.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать