Тотальная война
Верноподданнический восторг, с которым соседское общество погружается в пучины шовинизма, позволяет предположить, что метафора о пастухе и стаде является не объяснением, а фальсификацией природы тоталитаризма. Движущая сила тоталитаризма не в диктаторах, а в головах и душах подданных. Диктатор же является лишь наиболее уместным обстоятельствам символом того мрачного единомыслия, что воцарилось в головах населения.
Однако, тоталитаризм обречен на поражение, как исторически, так и ситуативно, сколь лояльны и сплоченны ни бы ли бы подданные. Не потому, что диктатор недостаточно решителен или мудр, не потому что подданные дрогнули «в решительный момент», а по самой своей природе – он неэффективен в мире, где существуют демократические сообщества.
Например, следует понимать сущностную разницу, определяющую цивилизационный выбор, между готовностью к ограничениям ради общих ценностей, и ограничительными запретами, обосновываемыми стремлением к «отложенному счастью». Первое – выбор свободного человека, второе – участь раба. Разница та же, что между пожертвованием и оброком. Отказ отличается от запрета тем, что является свободным выбором свободного человека. А свободный человек всегда эффективнее раба.
В этом, кстати, заключается фундаментальная ошибка всех диктаторов: в своем противостоянии со свободным миром они полагают, что сытые граждане свободных стран не смогут преодолеть трудностей, связанных с войной, тогда как их абсолютно лояльные подданные пойдут на все. Ошибка тут в определении ключевого слова. Граждане демократических стран не «сытые», они - свободные. А значит сильнее, эффективнее, гибче, разнообразнее, а потому устойчивее.
Эту ошибку совершает и Путин, вступая в бессмысленное противостояние со всем миром. Формула проигрыша диктатора проста: на любую проблему свободный мир предлагает разнообразный набор гибких решений, тоталитаризм реагирует на любой вызов универсальным решением – насилием, поэтому он обречен.
Наш шанс заключается в том, чтобы закрепить себя частью свободного мира – мира эффективного, гибкого и разнообразного, не скатиться в тоталитарное сознание, в частности, не повторить историческую цепочку «революция – интервенция – диктатура».
Вообще говоря, проблема эта вовсе не тривиальна – прививок от тоталитаризма нет, что мы и видим на примере немалой части населения Крыма и Донбасса. Однако, понятно, что мы должны сохранить разнообразие мнений и эмоций для сохранения устойчивой системы ценностей.
При этом, как и во время всякого кризиса, сегодня в нашем обществе присутствуют индикаторы утраты устойчивости, тоталитаризации, милитаризации сознания. Например, все чаще приходится читать и слушать упреки в том, что мы живем, как ни в чем ни бывало, в то время как гибнут наши ребята на востоке. Это кажется справедливым и оправданным с точки зрения позиции «все для фронта, все для победы». Но в то же время эскалация таких мнений является отражением разрушительного стремления к формату «тотальной войны».
Для сохранения устойчивости нашего общества и психики каждого конкретного человека критически важным является избежать одностороннего восприятия мира, радикализации, формата тотальной войны – без тыла, без мирной жизни. Жизнь многогранна и разнообразна, в ней есть место всем проявлениям, но основой ее является не ненависть, а любовь и забота, взаимное сотрудничество и взаимопомощь.
Мы не поможем солдату тем, что распространим войну в тыл. Человеку, окунувшемуся в ад, нужно, чтобы было куда вернуться. Очень нужно знать, что рядом есть жизнь. Та самая, за которую он, как и каждый из нас, готов принять смерть. Человек хочет вернуться из ада. Не надо погружать его в тотальную скорбь, оставьте ему немного жизни. Для чего бороться со смертью, если жизни нет? Да, в паре десятков километров от фронта мамы гуляют с колясками, дети едят мороженное и играют в футбол, влюбленные идут в кино, а бабушка варит варенье – жизнь будет продолжаться. Именно в этом мире наши любимые будут ждать нас, вырвавшихся из ада.
Тотальная война страшна тем, что она создает ощущение прекращения жизни. Но она же создает иллюзию решения проблем простым и ясным способом. Война начинается, когда проблемы мира кажутся неразрешимыми, а предлагаемые пути решения – «слишком сложными».
Война – это не только способ разрешения общественных противоречий, но и кажущийся простым способ преодоления внутренних кризисов. Это возможность преодолеть экзистенциальный кризис, просто перевернув страницу – «война все спишет». Нет. Простые ответы не решают сложных вопросов, зато они способны погубить нас.
Милитаризация ведет к изоляционизму, что мы воочию наблюдаем на примере российского общества, которое не только с невероятной еще вчера скоростью отделяет себя от остального мира, но и разделяется внутри в неминуемом для тоталитарного сознания поиске врагов. Состояние тотальной войны вернет нас в тоталитаризм и ввергнет в тот самый «русский мир», от которого мы так хотим навсегда избавиться.
Тотальная война – это разрушение наших фундаментальных ценностей, за которые мы боролись с прошлой властью. Это то состояние, в котором уже находится, и к которому нас подталкивает наш противник. Если мы хотим жить в открытом свободном обществе, если мы не хотим сегодняшней победы ценой будущего поражения, мы должны избежать тоталитарной милитаризации сознания. Давайте будем беречь жизнь во всем ее разнообразии.