Перейти к основному содержанию

Тотальная война

12 августа, 11:33

Верноподданнический восторг, с которым соседское общество погружается в пучины шовинизма, позволяет предположить, что метафора о пастухе и стаде является не объяснением, а фальсификацией природы тоталитаризма. Движущая сила тоталитаризма не в диктаторах, а в головах и душах подданных. Диктатор же является лишь наиболее уместным обстоятельствам символом того мрачного единомыслия, что воцарилось в головах населения.

Однако, тоталитаризм обречен на поражение, как исторически, так и ситуативно, сколь лояльны и сплоченны ни бы ли бы подданные. Не потому, что диктатор недостаточно решителен или мудр, не потому что подданные дрогнули «в решительный момент», а по самой своей природе – он неэффективен в мире, где существуют демократические сообщества.

Например, следует понимать сущностную разницу, определяющую цивилизационный выбор, между готовностью к ограничениям ради общих ценностей, и ограничительными запретами, обосновываемыми стремлением к «отложенному счастью». Первое – выбор свободного человека, второе – участь раба. Разница та же, что между пожертвованием и оброком. Отказ отличается от запрета тем, что является свободным выбором свободного человека. А свободный человек всегда эффективнее раба.

В этом, кстати, заключается фундаментальная ошибка всех диктаторов: в своем противостоянии со свободным миром они полагают, что сытые граждане свободных стран не смогут преодолеть трудностей, связанных с войной, тогда как их абсолютно лояльные подданные пойдут на все. Ошибка тут в определении ключевого слова. Граждане демократических стран не «сытые», они - свободные. А значит сильнее, эффективнее, гибче, разнообразнее, а потому устойчивее.

Эту ошибку совершает и Путин, вступая в бессмысленное противостояние со всем миром. Формула проигрыша диктатора проста: на любую проблему свободный мир предлагает разнообразный набор гибких решений, тоталитаризм реагирует на любой вызов универсальным решением – насилием, поэтому он обречен.

Наш шанс заключается в том, чтобы закрепить себя частью свободного мира – мира эффективного, гибкого и разнообразного, не скатиться в тоталитарное сознание, в частности, не повторить историческую цепочку «революция – интервенция – диктатура».

Вообще говоря, проблема эта вовсе не тривиальна – прививок от тоталитаризма нет, что мы и видим на примере немалой части населения Крыма и Донбасса. Однако, понятно, что мы должны сохранить разнообразие мнений и эмоций для сохранения устойчивой системы ценностей.

При этом, как и во время всякого кризиса, сегодня в нашем обществе присутствуют индикаторы утраты устойчивости, тоталитаризации, милитаризации сознания. Например, все чаще приходится читать и слушать упреки в том, что мы живем, как ни в чем ни бывало, в то время как гибнут наши ребята на востоке. Это кажется справедливым и оправданным с точки зрения позиции «все для фронта, все для победы». Но в то же время эскалация таких мнений является отражением разрушительного стремления к формату «тотальной войны».

Для сохранения устойчивости нашего общества и психики каждого конкретного человека критически важным является избежать одностороннего восприятия мира, радикализации, формата тотальной войны – без тыла, без мирной жизни. Жизнь многогранна и разнообразна, в ней есть место всем проявлениям, но основой ее является не ненависть, а любовь и забота, взаимное сотрудничество и взаимопомощь.

Мы не поможем солдату тем, что распространим войну в тыл. Человеку, окунувшемуся в ад, нужно, чтобы было куда вернуться. Очень нужно знать, что рядом есть жизнь. Та самая, за которую он, как и каждый из нас, готов принять смерть. Человек хочет вернуться из ада. Не надо погружать его в тотальную скорбь, оставьте ему немного жизни. Для чего бороться со смертью, если жизни нет? Да, в паре десятков километров от фронта мамы гуляют с колясками, дети едят мороженное и играют в футбол, влюбленные идут в кино, а бабушка варит варенье – жизнь будет продолжаться. Именно в этом мире наши любимые будут ждать нас, вырвавшихся из ада.

Тотальная война страшна тем, что она создает ощущение прекращения жизни. Но она же создает иллюзию решения проблем простым и ясным способом. Война начинается, когда проблемы мира кажутся неразрешимыми, а предлагаемые пути решения – «слишком сложными».

Война – это не только способ разрешения общественных противоречий, но и кажущийся простым способ преодоления внутренних кризисов. Это возможность преодолеть экзистенциальный кризис, просто перевернув страницу – «война все спишет». Нет. Простые ответы не решают сложных вопросов, зато они способны погубить нас.

Милитаризация ведет к изоляционизму, что мы воочию наблюдаем на примере российского общества, которое не только с невероятной еще вчера скоростью отделяет себя от остального мира, но и разделяется внутри в неминуемом для тоталитарного сознания поиске врагов. Состояние тотальной войны вернет нас в тоталитаризм и ввергнет в тот самый «русский мир», от которого мы так хотим навсегда избавиться.

Тотальная война – это разрушение наших фундаментальных ценностей, за которые мы боролись с прошлой властью. Это то состояние, в котором уже находится, и к которому нас подталкивает наш противник. Если мы хотим жить в открытом свободном обществе, если мы не хотим сегодняшней победы ценой будущего поражения, мы должны избежать тоталитарной милитаризации сознания. Давайте будем беречь жизнь во всем ее разнообразии.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать