Тот, кто принимает зло без сопротивления, становится его соучастником
Мартин Лютер Кинг, американский проповедник и лидер движения за гражданские права, лауреат Нобелевской премии мира

Уплатил налог - получил право голоса?

13 декабря, 2019 - 16:38

Недавно руководитель Гоструда Роман Чернега заявил, что в Украине очень много людей работает нелегально. Он добавил, что в некоторых странах право голоса на выборах имеют только налогоплательщики, и было бы хорошо ввести такой механизм в Украине и лишить тех, кто нелегально работает, права голоса.

Учитывая темпы принятия непродуманных законодательных инициатив, не стоит пренебрегать заявлениями представителей новой «зе-власти». Их следует анализировать, обсуждать, задавать вопросы. Возможно ли ввести такую инициативу в Украине? Не будет ли она нарушать права людей?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо выяснить, кто такие налогоплательщики, и сколько их в Украине. Статья 15 Налогового кодекса гласит, что налогоплательщиками являются юридические или физические лица, обладающие определенным имуществом или получающие соответствующие доходы, и непосредственно обязаны платить налоги в бюджеты разных уровней.

Важно добавить, что налоги делятся на прямые и косвенные:

- прямые - взимаются непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество.

- косвенные - налоги на товары и услуги, устанавливаемые центральными и местными органами власти в виде надбавок к цене товаров или тарифа на услуги и независимые от доходов налогоплательщиков. Производители и продавцы выступают в роли сборщиков косвенных налогов, уполномоченных на то государством, а покупатель становится плательщиком косвенного налога. Самые распространенные косвенные налоги в виде акцизов, налога с продаж, пошлин, таможенных сборов.

Итак, что мы с этого имеем? Крупнейшими налогоплательщиками в Украине являются юридические лица, являющиеся, по сути, операторами между гражданами и государством. Именно юридические лица платят в бюджет и налоги по заработной плате, и налог на добавленную стоимость, и акцизы. Очевидно, что наделить правом голоса юридическое лицо никто не сможет. В таком случае, если реализовать идею Романа Чернеги, то в соответствии с действующими дефинициями законодательства, право голоса останется только у ФОПов и владельцев недвижимого имущества, которые платят налоги без посредников. То есть, сам господин Роман, по всей вероятности, тоже потеряет право голоса, ведь право голоса потеряют не только те, кто работает нелегально, а и те, кто работает легально, но не платит налог со своего дохода самостоятельно. Улучшит такой шаг качество избирательного процесса? Возможно. Этого хотел Чернега? Сомневаюсь.

Если же исходить из более широкого определения налогоплательщика, то есть считать плательщиками всех, кто косвенно платит в бюджет, посредством отчислений из фонда заработной платы, и через уплату НДС и акцизов при покупке любого товара, то мы получим значительно большее количество избирателей, чем имеем на сегодня, ведь покупать товары (тем самым платя налоги) могут не только совершеннолетние, и не только граждане Украины.

То есть реализовать такую идею вообще будет очень сложно, хотя теоретически - возможно.

Теперь относительно того, нарушает такая инициатива права человека. Начнем с того, что избирательные права не относятся к абсолютным, то есть таким, которые принадлежат всем без исключения, как право на жизнь, здоровье или честь. Это право может и должно быть ограниченным. Именно для этого существуют избирательные цензы. Они должны быть объективными по природе (возрастной ценз, ценз дееспособности) и/или обусловлены реальными общественными потребностями (ценз гражданства и ценз оседлости). В последнее время в демократических странах существует тенденция к сокращению количества цензов. Такие цензы, как имущественные (собственно, именно под это определение подпадает предложенная идея) или цензы пола считаются дискриминационными, то есть такими, которые излишне ограничивают круг носителей соответствующего права. Эти принципы отстаивают международные организации, такие как Венецианская комиссия, ОБСЕ/БДИПЧ, к которым относится и ко мнению которых прислушивается Украины.

Соответственно, введение дополнительного имущественного ценза в Украине вряд ли получит положительные отзывы международного сообщества, это мягко говоря.

В то же время проблема избирательного ценза для Украины является чрезвычайно актуальной. Особенно остро вопрос встал в течение последнего года и двух избирательных кампаний. Я, например, сторонник замены возрастного избирательного ценза на ценз зрелости, интеллектуальный ценз. Его суть заключается в том, чтобы предоставлять гражданам избирательные права по результатам тестов на знание Конституции, языка, истории, основам экономики и наличия критического мышления. Это могло бы решить проблему безответственности избирателей и в целом украинского общества.

Новини партнерів


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ