Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Вакцинный детектив» продолжается

15 января, 16:13

Министр здравоохранения Максим Степанов 14 января выступил на телеканале «Украина 24». Он много говорил, но, по-моему, мало сказал. После его выступления вопросов по вакцинации от коронавируса и по закупке лекарств для населения за рубежом стало больше, чем было до этого.

Впрочем, судите сами.

Первый тезис Степанова заключается в том, что вакцинация украинцев от коронавируса начнется в первом квартале этого года: «Мы сразу говорили, что начнем в феврале или марте 2021 года. Это было сразу сказано, исходя из наших переговоров. Я точно знаю, что мы начнем вакцинироваться с февраля текущего года. Это то, что у нас точно есть. Если мы ориентируемся на то, что у нас уже подписано с компанией Sinovac, это 700 тыс. доз, они нам должны поставить в течение 30 календарных дней со дня регистрации. Мы ожидаем, что они закончат регистрацию в январе, и мы начнем вакцинацию». Очень хорошо, но перед этим звучала цифра 1,9 млн доз. Кроме того, в СМИ (причем не работающих на Москву) эффективность этой вакцины оценивалась в 50% -60%, кроме того, утверждалось, что она не проходила клинические испытания на людях старше 60 лет, на детях и беременных женщинах. Если учесть, что для вакцинации нужно ввести две дозы с определенным временным промежутком, то даже 1,9 млн - это почти ничего.

Второй тезис - что все вакцины сейчас используются в экстренном режиме: «Мы должны знать, что ни одна вакцина не закончила третью стадию испытаний, ближайший срок окончания одной из вакцин - это конец 2021 года, сейчас идет экстренное использование вакцин». ОК. И тут же Степанов заявляет: «Что касается вакцины "Спутник". Для того, чтобы оценить эффективность вакцины, есть соответствующие публикации, каким образом проведена третья стадия клинических исследований, как она проводилась, на ком, это серьезный документ, который публикуют все фармкомпании перед тем, как начать регистрировать вакцину ... 6 января компания "Биолек" подала заявку в Государственный экспертный центр по регистрации этой вакцины. Кроме этого заявления, никаких регистрационных документов, досье, - ничего нет». Да, хорошо известно, что российская вакцина не прошла третью стадию. Директор Института имени Гамалеи, где она была разработана, академик РАН Александр Гинцбург заявил, что этот этап начинается в январе и в лучшем случае завершится летом (а еще он добавил: на детях, беременных женщинах и пожилых людях вакцина не проверена, хотя он себе ее давно уколол). Эффективность же ее, как утверждает Гинцбург, - аж 92%. Вопрос: что делать МЗ, если «Биолек» подаст необходимые досье для регистрации и производства этой вакцины в Украине? Просто отмахнуться уже не удастся - ОПЗЖ развернула широкую кампанию в поддержку этой вакцины, мол, альтернативы ей для массовой вакцинации нет (правда, эксперты отмечали, что даже в случае быстрой регистрации «Спутника» для налаживания его промышленного производства в Харькове нужно где-то полгода. А не придется ли идти на поклон к россиянам? Ведь альтернативы их «Спутнику», вполне вероятно, у Украины не будет ... Почему не будет? Здесь мы переходим к следующим вопросам без ответов.

Третий тезис Степанова - что он не провалил поручение президента по закупке вакцины «Переговоры - сложный процесс. В результате этих переговоров мы достигли результата, что в феврале начнем ее получать. Мы изначально рассчитывали, что будем получать в феврале. Мы сделали серьезные шаги со странами, где производятся вакцины». А вот депутат от партии «Голос» Александра Устинова утверждает другое: «Три доллара заплатила Всемирная организация здравоохранения за вакцину, закупку которой в ручном режиме сорвал министр здравоохранения Максим Степанов. Именно с Serum Institute of India - крупнейшим мировым производителем вакцин, вело переговоры государственное предприятие "Медицинские закупки", и было уже на финальном этапе подписания договора, который отменил Минздрав. Вакцину именно этого производителя закупали для COVAX - всемирной инициативы по борьбе с COVID-19». Напомню: от COVAX Украина получит 8 млн доз. И еще одно: за китайский Sinovac будем платить аж по $17,85 за дозу. Интересная арифметика, не правда ли?

И последний тезис, прозвучавший в эфире, - что нынешняя система закупки лекарств неэффективна: «У нас есть ряд международных организаций, через которые мы пока продолжаем закупать соответствующие лекарственные средства - ЮНИСЕФ, ПРООН и Crown Agency. Эти три организации пока остаются. Я считаю, что все закупки должны осуществляться Украиной через структуру Министерства здравоохранения. К сожалению, то предприятие, которое у нас сейчас есть, ГП "Медицинские закупки", достаточно неэффективно работало в 2020 году. Из 483 позиций, которые они должны были закупить, они 108 просто не купили». Не знаю, сколько не закупили и почему, но знаю, что ГП «Медицинские закупки» было специально создано для того, чтобы исключить коррупционные действия Минздрава и закупать медикаменты по прозрачному конкурсу, а не так, как было во времена Богатыревой. А вдобавок еще вопрос: не потому ли Максим Степанов заблокировал работу ГП «Медзакупки», что руководитель этой структуры Арсен Жумадилов публично обратил внимание на блокирование министром переговоров с Serum Institute of India и его решение закупить не слишком эффективную вакцину, в шесть раз дороже? И кто теперь будет закупать сотни наименований лекарств для украинцев?

Я далек от того, чтобы брать на себя решение чисто медицинских проблем, но сейчас речь идет о социальной и политической проблематике, о подозрении на коррупцию и неэффективном управлении медицинской отраслью. В конечном итоге - о жизни и здоровье десятков миллионов украинцев. Какой видится выход? Разве что президент покорнейше будет просить западные государства поделиться безусловно качественными вакцинами, ведь они нередко закупили их с большим запасом ...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать