Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Зеленскизм

03 сентября, 14:05

С самого начала было очевидно, что Владимир Зеленский в качестве президента страны обречён на крах. Других вариантов попросту нет. Зеленский вызвал в народе такие большие надежды, что в принципе не может их не обмануть. Сделать эти надежды реальностью не смог бы даже политический гений, а Владимир Александрович – деятель способный и решительный, но вряд ли гениальный. И как бы много он ни совершил на посту президента, ожидали от него всё равно большего. Украинцы же – такой народ, который очень не любит, когда правители его разочаровывают. С очень неприятными для упомянутых правителей последствиями.

Кроме того, авторитарные замашки Зеленского (который, похоже, так и не понял, что страна – не корпорация, и управлять ей нужно иначе, нежели он привык) и сейчас раздражают многих. Не нужно быть пророком, чтобы предсказать: уже скоро этих многих будет становиться всё больше и больше. Украина всё-таки не Беларусь, здесь свой Лукашенко без надобности.

На то, что Владимир Александрович усидит в своём кресле хотя бы два года, лично я бы, пожалуй, поставил, но не очень большую сумму. Всё-таки человек я небогатый, да и в семье маленький ребёнок.

Итак, Владимир Зеленский как политик обречён. Его политическая идея тоже обречена – но на безоговорочный триумфальный успех. Собственно, альтернативы зеленскизму нет, поскольку он-то и есть подлинный украинский национализм. И кто бы ни сменил Владимира Александровича во главе государства, он неизбежно будет зеленскистом. А всякому, кто им не будет, не найдётся места в украинской политике – он окажется просто маргиналом, городским сумасшедшим.

Каков, собственно, месседж Зеленского – что в ходе избирательной кампании, что в качестве президента? Именно эти слова, конечно, не говорились, но смысл был примерно таков:

«Нет ни Востока, ни Запада – есть Украина. Неважно, по-украински ты говоришь, по-русски, по-венгерски или по-татарски. Неважно, в какую церковь ты ходишь, и ходишь ли вообще в какую-то. Важно, что все вместе мы составляем единое национальное тело. А внутри этой нации, конечно, могут быть какие угодно различия – на то у нас и свободная страна. И проблемы у нас всех общие: нищета, безработица, коррупция, всевластие олигархов… Так давайте вместе займёмся этими проблемами, и оставим в стороне то, что нас разделяет».

Подобные слова могли прозвучать ещё в 1991 году. Или в 2004. Или в 2014. Но, очевидно, наше общество только сейчас дозрело до идеи национального единства.

Пётр Порошенко был западным президентом. Виктор Янукович – восточным. Только Владимир Зеленский, похоже, впервые в истории нашей независимости стал президентом всей Украины. Неважно, надолго ли – теперь и любой другой президент будет общеукраинским. Начало положено.

Раз уж речь зашла о Порошенко, рассмотрим для сравнения его избирательную кампанию – и в особенности слоган «Армія, мова, віра», он может сказать очень о многом.

Армия? Ок, тут возражений в принципе быть не может. Само существование нашей страны под угрозой, на нас надвигается опасный, сильный и не связанный никакими принципами враг. Поэтому армия необходима, и чем она сильнее, тем лучше. Это – тема, актуальная для всех граждан страны, она их сплачивает. Но вот дальше…

 Язык? То есть украинский? Да, он, конечно, государственный – но ведь таким образом за бортом остаются и русскоязычные с Востока, и венгроязычные с Запада, и много кто ещё. Порошенко – уже не их президент.

Вера? Православная церковь Украины, получившая томос? А как насчёт, скажем, прихожан УПЦ МП? Или греко-католиков? Или католиков римского обряда – их немного, но всё же не настолько мало, чтобы ими было можно пренебрегать? Или татар-мусульман? Да и протестанты имеются (что там далеко ходить за примерами – моя жена протестантка, при этом коренная киевлянка). Про нашего брата атеиста я уж вообще молчу. Все мы – чужие на этом празднике жизни. Порошенко сам оттолкнул всех нас от себя.

Он проиграл, сделав ставку на то, что разделяет народ. Зеленский выиграл, поставив на то, что народ объединяет. Его выигрыш, конечно, временный, но переворот в умах – постоянный. Украинская нация наконец-то осознала себя единым целым.

Прежде у нас господствовало понятие этнической нации, характерное в Европе где-то до XVII века. Нация – это люди, происходящие от общих предков, говорящие на одном языке и придерживающиеся одних обычаев, в частности, религии.

XVIII век всё изменил. Появилось понятие гражданской нации – то есть совокупности граждан одного государства.

Что различало стороны в Войне за независимость США? Этническая принадлежность? Нет – англосаксы стреляли в англосаксов. Религия? Нет – протестанты стреляли в протестантов. Язык? Тоже нет – в бою обе стороны крыли друг друга на богатом и выразительном английском языке.

Различало их лишь то, что одни считали себя подданными его миропомазанного величества Георга, а другие – гражданами Соединённых Штатов. Это нации, но не этнические, а гражданские, политические. Украина, похоже, лишь сейчас подошла к этому понятию. Что же, лучше поздно, чем никогда.

Говорят, история учит лишь тому, что она никого ничему не учит. Это не совсем так. 2014 показал пример обратного. Тогда на Донбасс защищать нашу страну поехали отнюдь не одни только украиноязычные. Хватало и русскоязычных, но не только их. В прошлом году, например, прошла новость, что там среди наших бойцов погиб этнический венгр из Закарпатья. Что объединяло всех этих людей? Не происхождение, не язык и не религия. Только то, что все они считали Украину своим домом и не собирались пускать на родную землю захватчиков.

Порошенко этого так и не понял – что же, это его собственная политическая беда. Зеленский услышал музыку революции, принялся танцевать под неё – и здесь кроется секрет его успеха. А также успеха всякого, кто придёт после него.

Владимир Зеленский скоро уйдёт. Зеленскизм – останется. Это, как однажды сказал некий тёзка Зеленского, всерьёз и надолго.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать