Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Жиронда по-украински

01 мая, 10:13

Любой мало-мальски значимый политик существует в трёх, так сказать, измерениях. Первое из них – личное, ведь политик такой же человек, как всякий другой. Он может быть глуп или умён, храбр или труслив, решителен или мнителен, алчен или бескорыстен. Поскольку этот человек обладает властью, постольку его личные свойства сказываются на жизни всего государства.

Второе измерение – собственно политическое. Здесь оценивается, либерал этот деятель или консерватор, революционер или контрреволюционер, выступает он за плоскую налоговую шкалу или за прогрессивную. Это и есть та фигура, за которую голосуют избиратели.

Но есть и третье измерение – историческое, то есть та роль, на которую исторические законы назначили этого политика. Сам он об этой роли может и не догадываться, как мосье Журден до сорока лет не знал, что разговаривает прозой. И мне представляется, что избранного президента Украины Владимира Зеленского сейчас важнее всего рассмотреть именно в этом отношении.

Феномен Зеленского невозможно понять, если рассматривать его в отрыве от Революции Достоинства – это два этапа одного процесса. Если мы имеем две точки, то почему бы нам, по завету великого Эвклида, не провести через них прямую? Это бы позволило понять очень многое.

Здесь придётся сделать краткое отступление о нынешнем положении дел в Украине. Когда наш строй называют феодальным (как это нередко делается), здесь видится некоторая натяжка. Всё же хозяйство в Украине товарное, а не натуральное. Однако стоит вспомнить формулу Карла Маркса о «вассалитете без ленов или ленах, состоящих исключительно из дани», как всё встаёт на свои места. Действительно, современное украинское общество нельзя назвать в полной мере капиталистическим, поскольку в нём отсутствует свободная конкуренция. Однако по уровню своего развития оно для капитализма вполне созрело. Такова его внутренняя суть, препятствием является лишь внешняя форма. И нашу страну можно, хотя и с некоторой натяжкой, уподобить Франции времён Великой революции.

Украинцы в 2014 году взяли свою Бастилию. Старый режим пока что устоял, но к власти пришли фейяны наподобие Порошенко и Луценко – либерально настроенные аристократы, которые на саму систему не посягают, но хотят её модернизировать. Отменяются феодальные привилегии, дворянские титулы, и фейяны свято убеждены, что на этом задачи революции уже разрешены.

Однако большинство общества (притом – активное большинство) придерживается иного мнения. На его взгляд, если кто-то стал писать свою фамилию без «де» - это ещё не значит, что мы наутро проснулись в другой стране. Ведь олигархия как явление никуда не делась. Государственный аппарат как был инструментом обогащения меньшинства за счёт большинства, так и продолжает им оставаться. 2014 (во французском варианте – 1789) год лишь сформулировал стоящие перед обществом задачи, но вовсе их не разрешил, над ними ещё работать и работать.

Но если бы фейяны это понимали, то не были бы фейянами. И потому, каковы бы ни были их действительные или мнимые заслуги (а тот же Лафайет сделал для Франции, как минимум, не меньше, чем Порошенко для Украины), их историческая роль уже отыграна. Приходит время для жирондистов – в нашем случае для Зеленского. Особую пикантность ситуации придаёт то, что, как департамент Жиронда расположен на юге Франции, так и Зеленский имеет максимальную поддержку на юге Украины. История – известная любительница пошутить. Предвидя возможные вопросы, замечу, что украинская революция своей «Горы» пока что, на мой взгляд, не имеет.

Жирондисты, конечно, не якобинцы. Они сознают необходимость глубокого переустройства общества и слома старого строя, но не готовы идти ради этого на крайние меры. Избрание Зеленского означает вовсе не отказ от идеалов Евромайдана, а напротив, переход революции на новый уровень. Существующая власть не смогла разрешить задачи революции, и потому нуждается в замене. Однако на дворе всё-таки не XVIII век, кое-какая политическая культура уже наработана, и перемены происходят на выборах, без насилия. Однако их суть остаётся прежней.

Понадобятся ли Украине свои якобинцы, а за ними – термидорианцы, а за теми – Бонапарт? Это зависит от двух вещей: насколько наши жирондисты во главе с Зеленским осознают стоящие перед ними задачи, и насколько радикальные меры они готовы принять для их решения.

Стоит вспомнить опыт столетней давности. Центральная рада в Киеве пала по той же причине, что и Временное правительство в Петербурге: она понимала, чего от неё требует история, но не имела политической воли эти требования осуществить. Что же, будем надеяться, что в команде Зеленского найдётся хотя бы один квалифицированный историк, который объяснит новому президенту: судьба не только ведёт покорных и тащит непокорных, но и отбрасывает пинком ленивых. Хотелось бы, чтобы украинские жирондисты не повторяли судьбу французских.

Следует помнить: революцию с повестки дня никто не снимал. Старая Украина очень хочет стать Украиной новой. Осуществит это стремление Зеленский или кто-то ещё – для Украины не так уж важно, но очень важно для Зеленского.

Гильотина уже наточена и смазана.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать