Каждый народ познается по его богам и символам.
Лев Силенко, украинский мыслитель, философ, историк, писатель, номинант на Нобелевскую премию

Украинское церковное продолжение в Черногории

17 июля, 2019 - 16:19

Как и предполагалось история с томосом для украинской православной церкви имеет продолжение. В частности, на Балканах в Черногории. Именно поэтому Сербская православная церковь категорически не поддерживает автокефалию церкви украинской. В Белграде всегда отдавали себе отчет в том, что дурной с их точки зрения пример самостоятельности ПЦУ будет тем примером, за которым последуют другие.

Еще когда в Черногории провалилась попытка государственного переворота, подготовленного российскими спецслужбами, в Подгорице серьезно заговорили о настоятельной необходимости вывести национальную церковь из-под сербского контроля.

Как и в России в Сербии церковь всегда находилась не просто в тесной связи с государством, а всегда им контролировалась и поддерживала. В России великорусский шовинизм, в Сербии — великосербский. Не очень приходится удивляться тому, что, освободившись от сербского контроля юридически и в какой-то мере экономически, государства бывшей Югославии хотят стать независимыми и духовно.

Ситуация с Сербией и Черногорией имеет явные параллели в восприятии Россией Украины. Очень близкие языки, длительные исторические связи, религиозная общность и т.д. В Черногории достаточно много тех, кто до сих пор считает свое государство временным и в скором времени оно должно воссоединиться с Великой Сербией.

 И ко всему этому высокомерное отношение сербов к черногорцам как младшим братьям или представление о разделенном сербском народе. И в этом смысле сербы не менее имперская нация, чем русские.

История с провалившимся государственным переворотом имела политическую составляющую, пусть и одетую в религиозные одежды. Оказалось, что вошедшая в НАТО Черногория не прошла точку невозврата и есть опасность разворота прозападного политического курса на провосточный и в чем-то пророссийский. Так что кураторы переворота в Москве и его действующие лица из Белграда сами обозначили необходимость всемерного разрыва с Сербией, а через нее и с Россией.

Президент Черногории Мило Джуканович в интервью программе «Чистая правда» на черногорском телевидении заявил, что «Автокефальная православная церковь в Черногории имеет историю и традицию, поэтому неоспоримо право современной Черногории начать операцию по ее восстановлению. Нужна ясная стратегия, аргументы на нашей стороне. А в исходе я уверен: Черногория, без сомнения, будет иметь свою автокефальную православную церковь». По его словам, это делается ради преодоления раскола между проживающими в стране черногорцами и сербами. По мнению президента, эта задача сопоставима с восстановлением черногорской независимости в 2006 году.

За основу берется украинская модель. Будет происходить объединение действующих черногорской и сербской православных церквей, и отделение от Сербской православной церкви. При этом, никого силой в соответствующую церковь загонять не будут.  «Главный наш мотив — попытка примирения». Да оно и понятно. Черногория стремится вступить в Евросоюз и должна соответствовать демократическим стандартам. Сербскую православную церковь изгонять не будут, но ее влияние, имущественные и финансовые возможности ограничат.

В данный момент Сербская православная церковь в Черногории имеет официальный статус и мировое признание. Черногорская православная церковь такого статуса не имеет, но многие черногорцы считают своей именно ее, называя сербскую «церковью другого государства».

Как пояснили московской газете «Коммерсант» черногорские эксперты по православию, основы Черногорской метрополии были заложены еще в 1485 году, ее автокефалию признавали и Константинопольская патриархия, и Русская православная церковь, что подтверждено документами, а ликвидирована метрополия была после включения Черногории в Королевство сербов, хорватов и словенцев в 1918 году.

Один из ведущих балканских экспертов в области православия Владимир Йованович считает, что «… нет ни одного закона — ни Божьего, ни человеческого, по которому не может быть создана автокефальная церковь в Черногории».

Есть еще один фактор, из-за которого автокефалия как украинской церкви, так теперь и черногорской встречает столь сильное сопротивление.

Программное интервью президента Мило Джукановича совпало, что навряд ли случайно, с завершением обсуждения закона о свободе вероисповедания. Он должен заменить аналогичный документ, принятый более 50 лет назад. Новый закон должен также упорядочить вопрос с церковной собственностью.

По проекту закона, он должен быть принят в конце июля и нет оснований предполагать, что этого не будет, предусматривается возвращение в государственную собственность церковного имущества, что до 1918 года принадлежало черногорскому независимому государству. Проект закона разрабатывался довольно долго и получил положительную оценку Венецианской комиссии Совета Европы.  

В период распада Югославии и военных конфликтов Сербская православная церковь переписала в свою собственность земельные участки и объекты на общую сумму €1 млрд. Не удивительно, что служители сербской церкви в бешенной энергией защищают эту собственность. Со своей стороны, власти заявляют, что закон будет в любом случае принят и выполнен в полном объеме.

По мнению иерархов Сербской православной церкви, светская власть в Черногории грубо вмешивается в дела церковные. На следующий день после интервью президента митрополит сербской церкви в Черногории Амфилохий заявил, что свои церкви в Черногории создают «атеисты и некрещеные». Как похоже на то, что происходило и происходит в Украине.

И как могла остаться в стороне Русская православная церковь. За несколько дней до интервью президента Мило Джукановича Священный синод РПЦ осудил «раскольническую деятельность так называемой Черногорской православной церкви». Досталось и черногорскому закону о свободе вероисповедания, в котором предусматривается «изъятие в собственность государства части имущества Сербского патриархата, включая здания храмов и монастырей». И, конечно, это «прямое вмешательство во внутренние дела церкви».

Получение томоса Черногорской православной церковью процесс нескорый. Об этом в своем интервью сказал и Мило Джуканович. «И государство мы восстановили не за год, для восстановления автокефальной церкви тоже потребуется время».

Россия теряет свое влияние на Балканах. Это вопрос стратегический в военном смысле и геополитический. Удар по сербской церкви в Черногории неизбежно отзовется в Белграде и усилит там те круги, которые хотели бы более быстрого и тесного сближения с Европой. Соответственно Москва уже наполовину потеряла Сербию и рискует повторить свое крушение по примеру Черногории.

Параллельно ослабляются позиции РПЦ и тесно связанных с ней церквей, в частности, сербской. И дальше эта лавина покатится в Молдову и другие страны.

Русский мир сужается объективно и Кремль просто не в состоянии остановить этот процесс.

 

Новини партнерів

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

comments powered by HyperComments