Два крыла, которыми возвышается человеческий дух в бескрайние просторы, - это вера и наука.
Иосиф Слепой, украинский церковный деятель, предстоятель Украинской греко-католической церкви, кардинал Римско-католической церкви

Традиция колядования на Верховинщине стала нематериальным культурным наследием

13 января, 2020 - 17:00
Фото: verkhovyna.life

Традиция колядования на Верховинщине Ивано-Франковской области вошла в Национальный перечень элементов нематериального культурного наследия.

Об этом сообщает "Ивано-Франковская туристическая". 

"Министерство культуры, молодежи и спорта Украины поддержало инициативу Учебно-методического центра культуры и туризма Прикарпатья и включило элемент нематериального культурного наследия - Гуцульскую коляду и плес Верховинского района Ивано-Франковской области (Традиция колядования на Верховинщине) в Национальный перечень элементов нематериального культурного наследия Украины (приказ Минкультуры от 28.12.2019 № 978)", - говорится в сообщении.

Отмечается, что это стало возможным благодаря сотрудничеству Управления культуры, национальностей и религий Ивано-Франковской облгосадминистрации, Учебно-методического центра культуры и туризма Прикарпатья, отдела культуры и искусств Верховинской райгосадминистрации, инициативной группы громад сел Випче, Криворивня, Быстрец, Ильцы, Замагора, Буковец, Волова, Зелене, Кривополе, Верхний Ясенов, Дземброня, Красник, Белоберезка, Стебни, Устерики, поселков Плай, Пидмагора пос. Верховина Верховинского района Ивано-Франковской области и колядницких партий пос. Верховина, с. Криворивня, поселка Пидмагора пос. Верховина.

Обряд колядования на Верховинщине начинается на второй день Рождественских праздников (8 января), когда все сходятся в церковь. После Службы Божой во двор выходят мужчины в праздничных традиционных костюмах. Большинство из них держит в руках "топорик" (топорик, к которому ремешком привязан колокольчик) с длинной деревянной ручкой и овчинные шапки с "тресункамы" (украшениями из бисера и лелиток). Некоторые несут трембиты, рога, скрипки.

Мужчины собираются в группы ("таборы", "партыи"), в которых до десяти колядников. Впереди каждой колядницкий "партыи" идет ее руководитель - "береза". В руках он держит деревянный крест. "Береза" - важнейшее лицо среди всех колядников, который безупречно знает все коляды, "плесф" (ритуальные танцы) и умеет достойно вести коляду согласно старинным обычаевыми требованиями.

Колядницкие "партыи" колядуют с Рождественских праздников до Иордана (Крещение). На Крещение (19 января) все сходятся в церковь на "Розплес" (окончание рождественских праздников, провода коляды), колядницкие партии поочередно поют по одной коляде, а "Выборца" (кассир) отдает наколядованные деньги на потребности церкви.

Перед Рождественскими праздниками "Береза" собирает свою колядницкую "партыю", чтобы повторить все коляды, веньшования, опытные участники проводят мастер-классы по гуцульскому плесу (танцы, сопровождающие действо) для молодых колядников, которые впервые будут участвовать в обрядовом действе.

В такой форме гуцульская коляда и плесы бытуют только в селах Верховинского района, а в других районах не встречаются.

Читайте "День" в Facebook, Тwitter, дивіться на Youtube та підписуйтесь на канал сайту в Telegram!

Источник: День

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ