В Музее волынской иконы выставили очередной шедевр из фондохранилища

Всего в фондохранилище музея — 145 икон темперной живописи и 47 — образов, написанных на холсте. Представленная сейчас в ходе проекта «Икона месяца. Памятник из фондохранилища» икона писана на холсте, но еще нуждается в реставрации. Она подтверждает, что еще огромные сокровища собраны в фондохранилище — и не выставляются, потому что катастрофически не хватает места в экспозиции. Свои выставки музей вообще делает в коридорах учреждения. А 27 августа председатель Волынского областного совета Игорь Палица подписал распоряжение об изъятии у Волынского краеведческого музея (чьим подразделением является Музей иконы) домика под фондохранилище и реставрационную мастерскую, выделенных еще под председательством в Волынской ОГА покойного уже Бориса Климчука. Поэтому и в дальнейшем, если вопрос все же не решится в пользу культуры, духовные сокровища Волыни будут находиться в тесном фондохранилище музея.
Образ, который экспонируется, находился в храме Покрова Богородицы в селе Дубечно Старовыжевского района. Это икона «Рождество Богородицы», начало ХХ века. Выставляется вообще впервые. Рождество Богородицы — один из двунадесятых православных праздников, который церковь отмечает 21 сентября. Событие не описано в Новом Завете. О нем наиболее детально сообщают древние апокрифы: «Протоевангелие» или «Книга Иакова» и «Псевдоевангелие Матфея». Иконы этой тематики наполнены особой торжественностью и человеческой теплотой. Рождение у бесплодных родителей Иоакима и Анны ребенка, который должен был стать матерью Бога, является поводом для особой радости. Икона из Дубечно является копией неизвестного автора народной традиции из мозаики «Рождество Богородицы» 1848 года художника Т. Неффа (1805-1875). (Тимолеон фон Нефф — немец балтийского происхождения, был выдающимся живописцем XIX века, придворным художником российского императора Николая I, автором фресок, переведенных в мозаику, в Исакиевском соборе Санкт-Петербурга.)
Икона «Рождество Богородицы» выполнена в реалистическом академическом стиле, отмечается нетипичными для сакральной живописи элементами. Отсутствуют традиционные символические изображения деталей интерьера, их заменяет массивный занавес и рисунок профилей декора стены. Над головами святых Иоакима и Анны нет нимбов, едва заметен он только над ребенком. Автор акцентирует внимание, в объеме фигур, в первую очередь, на реалистической трактовке фигур, на драпировке одежды. Лишь отдельные детали передают картину тогдашней жизни, это элементы одежды женщин — наметка на голове повитухи, «лейбик» (разновидность народной одежды украинцев — безрукавка) поверх рубашки.
Наталья МАЛИМОН, «День», Луцк