Не могут вести кого-то за собой те, которые не имеют никаких внутренних данных на то, чтобы самих себя повести.
Вячеслав Липинский, украинский политический деятель, историк, историософ, социолог, публицист

«Археологические миры Викентия Хвойки»

В Национальном музее истории Украины открыт новый выставочно-образовательный проект

Выставки бывают разными. Одни поражают своими масштабами, другие — формируются вокруг единственного экспоната, интересно интерпретированного. А есть выставки-ключи, то есть такие, благодаря которым все остальное, что представлено в музее, приобретает новый, дополнительный смысл. Таким является выставочно-образовательный проект «Археологические миры Викентия Хвойки», организованный в Национальном музее истории Украины к 170-летию со дня рождения исследователя.

Викентия Хвойку знают преимущественно в контексте трипольской культуры. Но на самом деле масштаб его деятельности значительно больше. Считают, что именно благодаря ему были открыты еще и такие земледельческие археологические культуры, как зарубинецкая и черняховская — так называемые культуры полей захоронений. А еще исследование Кирилловской позднепалеолитической стоянки, значительный вклад в изучение других периодов, разработка периодизации и исторической последовательности раннеславянских культур, утверждения об автохтонности украинского населения... Викентий Хвойка был еще и одним из основателей Национального музея истории Украины и главным его хранителем; многие находки именно Викентия Хвойки стали основой фондов. И это далеко не полный список научного наследия исследователя.

С этими знаниями совсем по-другому воспринимается экспозиция всего первого этажа музея. Потому что, прочитав подпись «Кирилловская стоянка», понимаешь, что эти находки здесь благодаря Викентию Хвойке (это чувство будет охватывать часто, поскольку в коллекции музея много экспонатов, которые предоставлены ученым). Детальнее об открытии Викентия Хвойки, неразгаданных тайнах его находок и истории, как успешный исследователь в сфере сельского хозяйства стал известным археологом — рассказала заведующая отделом древней и средневековой истории Украины музея Марина Стрельник во время экскурсии.

ОТ ВЫВЕДЕНИЯ НОВЫХ СОРТОВ К АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ РАСКОПКАМ

Викентий Хвойка переехал в Киев в 1876 году. Тогда он вовсе не собирался заниматься археологией, поскольку успешно проявил себя в сфере сельского хозяйства. В частности, на выставке можно будет увидеть благодарственное письмо за выведение нового сорта, и именно за достижения в этой сфере он был избран членом Французской национальной академии сельского хозяйства, мануфактуры и коммерции (изображения этого диплома также можно увидеть на выставке).

Ему даже была выделена земля на Киевщине для выращивания новых сортов. Тогда, по словам Марины Стрельник, и был получен первый археологический опыт, предопределенный грустными обстоятельствами, — сгоревшая лаборатория исследователя с теми ценными элитными семенами, которые он уже успел вывести. «И когда он пытался на том месте, где она была, найти хотя бы немножечко тех семян, то вдруг натолкнулся на стеклянные браслеты древнерусского периода», — рассказывает Марина Стрельник.

Впоследствии Викентию Хвойке придется заниматься самообразованием, чтобы получить знания в сфере археологии, которая на то время была очень популярной. Он ездит на раскопки с Антоновичем, Яворницким, консультируется с французскими коллегами. А первыми его самостоятельными раскопками стало исследование Кирилловской позднепалеолитической стоянки. Кстати, во исследований он проявил себя еще и как замечательный художник — на выставке можно будет увидеть его акварели улицы Кирилловской, раскопок, находок.

Такая «переквалификация» частично была и путем «попыток и ошибок», что в то же время показывает и рост мастерства археолога. В частности, когда он представлял свои первые находки на ХІ Всероссийском археологическом съезде, который проходил в августе 1899 года в Киеве, то подготовил стенды с найденными предметами (фото которых можно увидеть на выставке). Например, на одном из них видно, как звездочкой были нашиты каменные орудия. Это, как комментирует Марина Стрельник, сложно назвать научным подходом. Но пройдет немного времени, и Викентий Хвойка станет членом 11 археологических обществ. А эти его находки будут записаны в инвентарную книгу (которая до сих пор хранится в музейных фондах) и впоследствии станут первыми экспонатами вновь созданного музея истории Украины.

Среди представленных на выставке документов особенное внимание обращает диплом Российского археологического института в Константинополе, членом-сотрудником которого стал Викентий Хвойка. В 1914 году планировалось исследовать на Балканском полуострове много достопримечательностей, и для этого был сформирован археологический комитет, куда и порекомендовали взять Викентия Хвойку. Однако история внесла коррективы в эти планы: началась Первая мировая война.

НАХОДКИ И ТАЙНЫ

Благодаря экскурсии Марины Стрельник удалось узнать больше не только о фигуре В.Хвойки, но и о его находках, представленных на первом этаже Национального музея истории Украины. Итак, какими были первые раскопки археолога на Кирилловский стоянке? «Когда Хвойка нашел самые первые кости, то показал их Антоновичу, и именно тот определил их как кости мамонта, посоветовав Хвойке исследовать эту стоянку, что он и сделал. Кроме орудий труда, были найдены остатки поселений», — рассказывает Марина Стрельник. Поэтому стало понятно, что найдено поселение охотников на мамонтов (таких поселений немного сохранилось во всем мире).

Поделилась Марина Стрельник и такой деталью: во время раскопок распространились слухи о том, что будто бы кости, найденные на улице Кирилловской, являются целебными. Люди направлялись к этой стоянке, чтобы и себе взять такую находку, которая якобы может помочь вылечиться. Поэтому Викентию Хвойке пришлось установить охрану вокруг территории, где велись раскопки.

Действительно ли эти кости были целебными, нам остается только догадываться, но что точно нужно сделать, рассматривая стенд, посвященный Кирилловской стоянке, — обратить особое внимание на фрагмент бивня мамонта, поверхность которого полностью покрыта изображениями (насчитывают около десяти) и геометрическим орнаментом. И это в палеолите!

Но это не единственные находки В.Хвойки: исследовал он много и из разных периодов (причем раскопки были организованы и благодаря поддержке наших меценатов — семей Терещенко, Ханенко). И, конечно, главное место в наследии Викентия Хвойки занимают предметы трипольской археологической культуры. Как объяснила Марина Стрельник, В.Хвойка выделил в трипольской культуре два периода — более ранний и более поздний (в зависимости от того, была ли керамика разрисована или имела углубляющийся орнамент). Впоследствии ученые установили, что раньше появились сосуды с углубляющимся орнаментом.

В то же время до сих пор нерешенным вопросом остается назначение так называемых биноклеподобных сосудов (как их назвал В.Хвойка). Они напоминали бинокль и были без дна (случаются вариации — с дном или отверстиями в дне, в форме монокля). По словам Марины Стрельник, В.Хвойка интерпретировал их как культовые — для призвания дождя, однако точное их применение неизвестно. Причем находят их часто от одной до десяти, а иногда и больше сосудов в одном или нескольких житлах.

Викентий Хвойка также установил точную дату прекращения существования трипольской цивилизации — 3 тысячелетие до н.э.

«КРЕСТ У НАС, А МЕДАЛЬОН — ЗА ОКЕАНОМ»

В наработке В.Хвойки достопримечательности и более поздних времен — культуры шнуровой керамики, чернолесской археологической культуры, скифов. «Он первым обратил внимание на то, что южные достопримечательности (которые принадлежат кочевникам) очень отличаются от достопримечательностей в Среднем Поднепровье», — отмечает Марина Стрельник. А это означало, что хоть тогда это было и единое государство — Большая Скифия — но население Среднего Поднепровья было земледельческим.

«Мы привыкли, что Хвойка и трипольская культура стоят рядом, но Хвойка и культура полей урн захоронений — это тоже очень большое открытие ученого», — отмечает Марина Стрельник. В настоящее время исследователи выделяют в этой культуре две — более ранняя (зарубинецкая археологическая культура) и более поздняя (черняховская). В 1899 году в могильнике около села Зарубинцы на Киевщине Хвойка откопал ряд захоронений. В частности, в экспозиции музея есть возможность увидеть горшки, на которых этикетки наклеены собственноручно археологом.

А около села Ромашки на Киевщине им, среди прочего, был найден кувшин, который принадлежит черняховской культуре и имеет орнамент с использованием четырех штампов. Сейчас известна только одна интерпретация этих орнаментов — сельскохозяйственный календарь (от 2 мая — до 7 августа, то есть с начала сельскохозяйственных работ и до праздника нового урожая).

Были находки еще более позднего периода — Киевской Руси. От кирпичей с трезубом с Десятинной церкви (которые, по одной из версий, могли украшать место в храме, предназначенное для княжеской семьи) и шахматных фигурок (!) до креста на братской могиле киевлян, которые погибли в 1240 году. Последний был изготовлен, очевидно, в Византии в конце Х — в начале ХІ ст., сделанный из железа, а сверху украшенный бронзовыми пластинами. Было на нем и пять медальонов, на момент находки четыре из них отсутствовали, а в центре был большой серебряный медальон с изображением святого Федора. Но после Второй мировой этот медальон исчез. Как рассказала Марина Стрельник, «во второй раз» он был найден в Вашингтоне, теперь хранится там, причем оформлен всеми документами. Таким образом, подытожила она: «Крест у нас, а медальон — за океаном».

БЫТЬ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕМ

Викентий Хвойка, как отмечает Марина Стрельник, был первооткрывателем, а им всегда сложно. Особенно, когда придется работать в условиях, которые на то время были сформированы в Российской империи, когда все наиболее интересные находки должны были быть привезены в Санкт-Петербург и представлены на «Высочайшее рассмотрение» императору или специальной комиссии. Там решалось: оставить ли эти находки в Санкт-Петербурге, отдать обратно в Киев или в какой-то другой город. Так было, по словам Марины Стрельник, и с навершием (верхняя часть рукоятки меча) изображения бога Папая (по Геродоту — предок всех скифов, скифский Зевс). К счастью, в Санкт-Петербурге, очевидно, наконечник не понравился, и его вернули обратно в Киев. А теперь он некоторое время будет экспонатом на выставке в Литве, где планируют представить историю Украины от давних времен до Майдана.

Именно благодаря Викентию Хвойке мы имеем столько экспонатов, которыми можем гордиться и которые являются материальным воплощением нашей истории, а также музей, сохраняющий и отрывающий для нас украинское прошлое.

Мария ЧАДЮК, фото Руслана КАНЮКИ, «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів