Это же большая глупость - хотеть говорить, а не хотеть быть понятым.
Феофан (Елеазар) Прокопович, украинский богослов, писатель, поэт, математик, философ

«Брак» технологий и искусства

Как работы японской художницы Маюко Канадзава развивают ум и чувства

Иногда попасть в сказку намного легче, чем кажется — достаточно посетить выставку интерактивного медиаискусства. Одна из таких состоялась 21—22 февраля в Украинско-Японском центре КПИ имени Игоря Сикорского при поддержке Посольства Японии в Украине. Свои работы в жанре медиа-искусства представила известный японский иллюстратор, художница Маюко Канадзава. Ее творчество хорошо знают в Японии, Южной Корее и Китае. Европа же только начинает открывать для себя японскую художницу, до Киева у нее была выставка только в Берлине.

«ОЧЕНЬ ВАЖНА ТЕПЛОТА РИСУНКА»

По словам Чрезвычайного и Полномочного Посла Японии в Украине Шигеки Суми, для Японии интерактивное медиаискусство — привычная вещь. А вот для украинцев это достаточно новое понятие. Под ним понимают направление, когда художник использует новейшие технологии, такие как компьютерная графика, анимация и виртуальная реальность. Так художники создают новые формы для воплощения собственных замыслов.

Проект Маюко Канадзава является первой персональной выставкой японской художницы в жанре медиаискусства в Украине. Особенной чертой ее стиля является использование рисунков, похожих на иллюстрации в книгах. «Я, прежде всего, считаю себя художницей. И если в прошлом художники в своих странах использовали эффект иллюзии, чтобы донести что-то до зрителей, то сейчас, чтобы передать этот эффект, я пользуюсь новейшими средствами. Именно поэтому для меня очень важной является теплота рисунка, сделанного от руки», — утверждает Маюко Канадзава.

Каждая ее работа, в сущности, является целым проектом с большим количеством составляющих: рисунки, созданные, например, масляными красками, 3D-технологии, встроенные сенсоры, компьютерный алгоритм, нарисованная анимация. Недаром художница называет такие творения «браком» технологий и искусства.

Этот вывод подтверждает Шигеки Суми: «Это искусство, в котором задействована и наука. Но если хорошо подумать и вспомнить развитие традиционного искусства в мире, то оно совпадает с развитием науки. Например, многие знают, что часто в храмах Европы, в частности в Украине, есть фрески. Если не развивается технология этих фресок, то нет и этого искусства. Поэтому наука и искусство шагают рядом».

Результат — удивительные вещи. Каждый желающий может подойти к проекции, и по взмаху его руки на экране появится множество цветочков или зверей — и все это под звуки живой природы. Дело в том, что сенсорные приборы фиксируют движение около проекции и запускают соответствующий алгоритм анимации.

Еще одно чудо — экран, на котором летит птичка. Когда мы приближаем к нему руку, птичка будто садится на нее. В такие моменты можно почувствовать, как постепенно погружаешься в виртуальный мир природы и наполняешься спокойствием.

КАВАИ И ФИЛОСОФИЯ ГАЙДЕГГЕРА

Такое ощущение подтверждает то, что Маюко Канадзава полностью реализовала свой замысел. Художница поделилась: «Целью моих работ является «растопить» сердца, дать людям отдохнуть. Ведь они все время очень загружены, целыми днями будто за чем-то гонятся, ничего не успевают и не могут расслабиться».

Для этого она и избрала стиль каваи — буквально это слово означает «милый», «красивый». На всех работах Маюко Канадзава изображены чудесные, беззащитные создания, которые наполняют сердце любовью и приязнью. А самым ярким примером таких работ являются иллюстрации художницы к книгам «Подарок с неба» и «Бокупагу».

Каваи для автора — не просто форма выражения идей. Маюко также ставит своей  целью развитие фантазии и считает: чтобы запустить воображение людей, необходимы сильные чувства. Такие и могут подарить произведения, выполненные в стиле каваи.

Более того, Маюко Канадзава отмечает, что в основе ее произведений — экзистенциальная философия Мартина Гайдеггера. Ее, по словам художницы, нужно изучать не менее трех лет. Это она, собственно, и осуществила в студенческие годы. «Если простыми словами объяснить, что такое экзистенциальная философия — то это область науки, которая занимается вопросом, что является настоящим для человека, — говорит Маюко. — Именно во время студенчества я изучила этот концепт бытия. Мне показалось, что концепция экзистенциальной философии является близкой к концепции японского дзэна. И я настолько этим заинтересовалась, что решила сделать это темой моей последующей жизни».

РАЗВИТИЕ ВМЕСТЕ С РАЗВЛЕЧЕНИЕМ

Маюко Канадзава не смогла привезти в Киев большинство работ, но на своей лекции продемонстрировала видео с собственных выставок. Приятно видеть, что больше всего радуются искусству художницы дети. Ведь Маюко Канадзава подчеркивает важность такого искусства именно для младшего поколения. «Мне кажется, что детское сердце устает от того, что его пытаются контролировать такими высказываниями, как «это нельзя», «это не нужно». И если попробовать донести детям что-то именно в такой легкой манере, то ребенок расслабляется. Кроме того, у него появляется сочувствие к маленьким животным, — рассуждает художница. — Как по мне, вместе с ощущениями, которые дает ребенку такое «мягкое» донесение этих вещей, она учится правильно и умело строить человеческие отношения и развивается и телом, и душой. Я считаю, что именно такое развитие, вместе с развлечением, и является стимулом для детей, чтобы в целом развиваться полноценно и гармонично».

По-видимому, именно благодаря такой глубине идей Маюко Канадзава использует современные технологии не для создания нонсенса, какого-то искажения содержания, что достаточно популярно среди ее соотечественников. С помощью технологий ее работы побуждают развивать собственную фантазию и наполняют сердце спокойствием и любовью — к ближним и к жизни в целом.

Мария ЧАДЮК, фото Артема СЛИПАЧУКА, «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів