Это суровая диалектика - чтобы пойти дальше, надо знать, откуда идти.
Джеймс Мейс, американский историк, политолог, журналист, профессор Киево-Могилянской академии, исследователь голодомора в Украине

Диагноз – «Дезеленизация»

В киевской галерее BURSA открылась выставка о хороших и плохих практиках городского озеленения

Экспозиция подготовлена художественной инициативой DE NE DE при поддержке Фонда имени Гайнриха Белля. Ранее ее участники сосредоточивались на сохранении и изучении архитектурного и монументального наследия советского периода. Потом поняли: то, что растет в наших городах, тоже в значительной мере приобретение тех времен. Сейчас опыт работы с озеленением и созданием городских экосистем стигматизируется, в частности и процессами декоммунизации, и негативным отношением ко всему советскому. А современная концепция озеленения больше тяготеет к декоративности, чем к практичности и целесообразности. Готовя проект «Дезеленизация», художники попытались соединить «тогда» и «сейчас» и определить, что стоит сохранить, а от чего желательно отказаться.

СТРИЖКА «ПОД СТОЛБ»

Уже на лестнице посетителей встречают фотографии с последствиями деятельности коммунального объединения «Киевзеленстрой», которые организаторы выставки несколько месяцев собирали в соцсетях. Во время подготовки проекта также продвигалась петиция о запрете обрезки деревьев в Киеве. Мораторий таки ввели в конце декабря. Но до этого немало деревьев фактически изувечили путем кронирования в неблагоприятных погодных условиях.

Журналисты «Дня» много писали о спорах вокруг радикальной обрезки деревьев, один из последних примеров — о случае, который в прошлом декабре произошел просто около редакции (материал «Обпилили липки» №221 за 5 декабря 2018 года). Сейчас аллея от выхода из станции метро «Житомирская» в сторону Кольцевой дороги выглядит, как парад столбов. Снимок этого пейзажа, сделанный бильд-редактором «Дня» Николаем Тимченко, превратился в фотообои на стене одного из выставочных залов. А снимок «зеленстроевца», который показывает фотографу неприличный жест, попал на часть специальных сувенирных значков с ироническими сюжетами, которые создала специально для выставки Екатерина Бучацкая.

В этом же зале есть и другие истории о работе коммунальщиков. Например, подборка фотографий о многолетнем молчаливом противостоянии между обществом и коммунальщиками в Мариинском парке, их противоположное виденье комфорта для жителей города. Архивное фото 1948 года демонстрирует довольных горожан на лавочках, которые любуются большим фонтаном. Через несколько десятилетий эта площадка стала местом встречи пожилых киевлян, а любование фонтаном превратилось в своеобразный ритуал. Однако где-то в 2011 году за один день все лавки сменили свою «ориентацию», их развернули задом к фонтану. Киевляне получили шанс исправить эту несправедливость весной 2014-го во время генеральной уборки после Антимайдана. Они разобрали баррикады и поставили лавочки правильно: передом к фонтану. Впрочем, следующие фото с 2016-го и 2018 годов показывают наглядно, что идиллию опять нарушили.

У многих застройщиков тоже не совсем корректное понятие о благоустройстве новых микрорайонов. Один из экспонатов фиксирует несоизмеримость огромных небоскребов и скромных декоративных деревьев, высаженных в бочках или закованных в асфальт. Не наилучшие практики обращения с растениями распространяются и за пределы города. Об этом свидетельствует, например, видео с подбеленными стволами в лесу вдоль трассы, сделанное участницей инициативы DE NE DE во время перемещения между населенными пунктами. Дополняет всю эту картину аудиопьеса Макса Лыжова, которая утонченными поэтическими средствами описывает грубую работу зеленстроевцев.

ЖИТЬ В САДУ

В противовес первому залу во втором собраны примеры того, как стоило бы вести себя с зелеными насаждениями в городах.

Один из них — киевский жилищный массив Виноградарь. Архитектор Эдуард Бильский создал его на основе типичных на то время проектов. Впрочем, даже для первых жителей новостройка выглядела обжитой благодаря тому, что строители пытались максимально сохранить существующую растительность, точечно дополняя ее молодыми саженцами.

Рядом представлены планы озеленения Новой Каховки — «города-сада», который создавался на берегу Днепра в 1950-х годах. Схематически он складывался так: широкая парковая полоса вдоль реки, пересекающей весь город, две полосы двух— и трехэтажной застройки и полоса индивидуальных усадеб. Для отдельных кварталов и скверов в планах детализированы виды деревьев, их количество и варианты размещения вокруг домов и тропинок. Через несколько десятилетий этот проект вошел в учебники по городскому планированию, а именно город, что в Херсонской области, признали памятником градостроения и добавили к перечню исторических населенных места Украины. Конечно, и туда добрались тенденции хаотической застройки и неудачной обработки зеленых насаждений, однако красоту замысла все еще можно оценить наглядно.

Контрастирует с этими проектами большая зеленая схема, размещенная на противоположной стене. Когда подходишь к ней ближе, то понимаешь: это всего лишь «пастбище» железных «лошадей», которое во многих современных городах заменяет скверы.

Хорошо, что к деревьям можно вернуться, «спрятавшись» в боковых затемненных залах. В первом демонстрируется снятый Александром Верещаком ветер, точнее, кроны деревьев, которые он развевает. Во втором — видеоработа Алины Якубенко «Былина о дубке». В форме народного песенного жанра там изложены три истории: о высаженной комсомольцами звезде из берез, залеснении степи Виктором фон Граффом и проекте Йозефа Бойса «7000 дубов», который стал попыткой создать долговечную живую скульптуру.

Выставка «Дезеленизация» продолжается до 10 февраля. Ее будут дополнять лекции о заку лисье «Киевзеленстроя» и концепции города-сада, кинопросмотры, презентации и дискуссия о городском озеленении — за анонсами можно следить на «Фейсбук»-странице события.

Дарья ТРАПЕЗНИКОВА, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів
comments powered by HyperComments