Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Фонтан истощения» над Адриатикой

В Киеве состоялась презентация проекта национального павильона Украины на 59-й Венецианской биеннале современного искусства

В понедельник, 17 января, в киевской галерее The Naked Room состоялась презентация проекта национального павильона Украины на Венецианской биеннале — самой известной международной выставке современного искусства.

В этом году Украину в Венеции представит харьковский художник Павел МАКОВ с проектом «Фонтан истощения. Высокая вода». Кураторками отечественного павильона стали соучредительницы галереи The Naked Room Мария ЛАНЬКО и Лизавета ГЕРМАН, а также куратор и главный редактор издательства IST Publishing, специализирующийся на исследованиях культуры и искусства, Борис ФИЛОНЕНКО.

Комиссаром павильона выступило Министерство культуры и информационной политики Украины в лице заместительницы министра по вопросам европейской интеграции, недавней генеральной директорки Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, Екатерины ЧУЕВОЙ. Она отметила, что участие в Венецианской биеннале – важное событие как для художественного сообщества, так и для Украины как государства-участника. Со своей стороны, сокураторки Мария Ланько и Лизавета Герман подчеркнули:

«Для нас Павел Маков – не только один из самых выдающихся украинских художников нашего времени. Важно, что он не останавливает развитие творческой практики, экспериментирует, не боится возвращаться к своим старым, но актуальным работам. Искусство Макова политическое, но не прямолинейное. Выбранная совместно с Павлом работа рассказывает об универсальных глобальных вопросах с помощью художественной метафоры и красоты самого художественного объекта».

Павел Маков родился в 1958 году в Санкт-Петербурге. Учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге, Крымском художественном училище им. Н. Самокиша и Харьковском художественно-промышленном Институте на факультете графики. Живёт и работает в Харькове. Произведения Макова хранятся в Национальном художественном музее (Киев), Центре современного искусства (Осака), Музее Виктории и Альберта (Лондон), Национальной галерее (Вашингтон) и Библиотеке конгресса США (Вашингтон). Он член Королевского общества живописцев и графиков Великобритании, Фюнских графических мастерских в Дании и Союза художников Украины. Он лауреат Серебряной медали Академии искусств Украины (2009) и Шевченковской премии (2018). Работы Макова неоднократно выставлялись на аукционах и на крупных национальных и международных выставках.

«Фонтан истощения» – одна из самых давних работ художника. Ее первая версия появилась в Харькове в 1995 году. Пораженный количеством заброшенных фонтанов, постоянными авариями и перебоями в водоснабжении, Маков создал несколько работ, объединенных мотивом воды. А место впадения реки Лопань в реку Харьков вдохновило Макова на изображение воронки. Кульминацией стал образ фонтана, в котором одна река впадает в другую, но обе истощаются. Однако проект так и не был установлен в городском пространстве Харькова и до сих пор не работал полноценно с поданной внутрь воронки водой. С тех пор образ «Фонтана истощения» прослеживается во многих произведениях художника и получил несколько реинкарнаций в разных масштабах и контекстах. Но впервые эта работа приобретет изначально задуманную форму функционирующего фонтана на биеннале в Венеции.

«Фонтан истощения. Высокая вода» — выставочный проект, объединяющий масштабный скульптурный объект и архивные материалы о 20-летнем пути его создания. Центральная кинетическая скульптура – фонтан – имеет вид системы воронок. Они расположены друг под другом в виде пирамиды таким образом, что вода из самой высокой воронки никогда не достигает нижней. В отличие от классического фонтана с бьющей вверх водой, фонтан Макова вычерпывает себя до полного истощения, так и не достигнув дна.

Архитекторами экспозиции павильона выступает офис «ФОРМА». Расположение проекта на перекрестке главной экспозиции биеннале и зоны национальных павильонов усложнило работу архитекторов. Однако они смогли использовать локацию по назначению и превратить украинский павильон в зону рефлексии и эмоционального отдыха.

Венецианская биеннале современного искусства открывается 20 апреля и продлится до 27 ноября 2022 года. Украинский павильон будет работать на протяжении всей выставки.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День». ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів