Генетика писанки - на практике
Пасха – грандиозный праздник. В его праздновании переплелись древние языческие и христианские традиции. Культовые яйца на территории Украины находили в древних захоронениях скифов, датируемых IV веком до рождения Иисуса Христа. Теперь писанкарство - отдельный вид декоративно-прикладного искусства, а писанки и крашенки - непременное украшение пасхальной корзины. Сделанное с помощью писачка, воска и красок пасхальное яйцо символизирует солнце, радость, счастье, жизнь, бессмертие, весеннее возрождение, любовь и красоту. А чего стоит Музей писанки в Коломые, где об искусстве росписи яиц знают от «А» до «Я»! На праздники, между прочим, интересный пункт путешествий по стране.
Впрочем, о некоторых нюансах писанок «День» узнал, не покидая пределы столицы. Расставить акценты в писанкарском творчестве нам помогли мастера Сабина и Сергей Регульские. Оба работают в этнографо-краеведческом кружке «Самбатас» в Центре детского и юношеского творчества Соломенского района Киева. Накануне Пасхи они учили всех желающих создавать писанки - для этого обустроили мастерскую под открытым небом на территории Национального заповедника «София Киевская».
ПОЛОВИНКА ПИСАНКИ - НОВОЕ ВЕЯНИЕ
В работах мастеров прослеживаются два лейтмотива: верность народным традициям и экологичность. Эти тренды сегодня актуальны как никогда. Сергей Регульский применяет их в работе с керамикой, а жена Сабина - в рисовании. Накануне праздника объединили эти особенности в писанкарстве, правда, добавили кое-что новаторское и эксклюзивное. Например, мастера предлагали детям и взрослым расписать только половинку яйца. Плоские овальные заготовки из глины изготовили ученики художников - даже обожгли их в печи, осталось только нанести орнамент.
«Это авторский проект, его придумал Сергей. Основы сделаны из гончарной глины, то есть все экологически чистое. Дело в том, что наши дети, а это воспитанники в возрасте от четырех до 14 лет, учатся рисованию и лепке, то есть работают с объемными и плоскими формами одновременно. А многие взрослые сейчас просто не замечают вокруг объема и плоскости», - рассказала Сабина Регульская.
Чтобы продемонстрировать это наглядно, на ветви дерева, как раз возле Софийской колокольни, повесили изготовленные заранее учениками кружка половинки писанок. Целую сотню. Эти работы, которые играли на солнце разными цветами и орнаментами, превратили дерево в подобие пасхальной елки. Кстати, краски для росписи брали тоже экологически чистые. С практической точки зрения они имеют свои плюсы: легко смываются с одежды и рук.
ТРАДИЦИИ В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ИННОВАЦИЯМ
Для некоторых мам-аккуратисток это сработало как приманка: почему бы не приобщить детей к писанкарству? Впрочем, многие родители и так приучают детей к народным обычаям. Подобные мероприятия - хорошая возможность. Две мамы, Наталья и Людмила, привели на мастер-класс шестилетних дочерей Полину и Александру. Такие открытые творческие занятия для детей не новость, а вот писанки девочки расписывали впервые. Пока они старательно выводили кисточкой выбранный узор по глиняной основе, мамы объясняли, что побудило привести детей на занятия.
«Это же наша культура, дети должны хоть немножко ее знать. Мир сейчас настолько технологичен, что совсем не соприкасается с народными традициями. Дети должны понимать, что надо все хорошо нарисовать, что каждый символ имеет свое значение. Сегодня темп жизни быстрый, им надо подсказать, на чем сосредоточить внимание, а что того не стоит», - отметила Людмила.
«ПОНИМАНИЕ ПИСАНКИ ЗАЛОЖЕНО В НАС ГЕНЕТИЧЕСКИ»
Если дети выбирают орнаменты для писанки больше по собственным предпочтениям, то взрослые подходят к этому тщательно и внимательно. Сабина Регульская вспомнила, как проводила мастер-класс для родителей своих воспитанников и заметила, что одна из женщин начала выводить на писанке крестики - а это означает смерть и кладбище. Конечно, художница уточнила, какой именно смысл заключает в свою работу взрослая ученица. Оказалось, что та просто запуталась в символике. Поэтому, беря писачок в руки, посоветуйтесь относительно орнамента с мастерами, полистайте справочную литературу или, в конце концов, посмотрите тематические интернет-ресурсы.
«Сегодня популярны много символов, которые были распространены еще во времена трипольской культуры и Киевской Руси, - добавляет Сабина. - Символы - на то и символы, что остаются актуальными во все эпохи. Хотя если кто-то захочет поработать дома с писанкой, главное для этого - желание. Кто-то делает это по образцу, кто-то интуитивно, но в действительности понимание символики писанки заложено в нас генетически. Лично я с писанкой еще со школы: впервые познакомилась с ней на уроках труда, затем - работа в художественной мастерской, затем - с детьми. Так же и в народе писанка была с нами всегда, никто никогда ее не забывал. Ведь это то, что передалось нам от предков, а мы теперь передаем своим детям».
Важно, чтобы эта цепочка наследственной памяти не разрывался. Пасха - хорошая пора, чтобы вспомнить, кто мы.