Мои дорогие! Задайте себе вопрос: что о вас однажды скажет история?
Иосиф Слепой, украинский диссидент, епископ Украинской греко-католической церкви, кардинал Римско-католической церкви

Хотин 1621: многоголосие

В Национальном музее истории Украины открылась выставка, представляющая масштабность и разноаспектность событий 400-летней давности

Выставка «Хотинская война 1621 года и судьба Центрально-Восточной Европы», открывшаяся в Национальном музее истории Украины (МОСТ), – уже очередной современный взгляд команды учреждения  на отдаленные во времени события, которые, тем не менее, важны для украинцев (и не только для нас) и сегодня. Напомним, что «День» уже писал об обстоятельствах, ходе и значении этого сражения (см. статью Игоря Сюндюкова «Когда небо пылало…» в №№ 125-126 от 1 октября с.г.), поэтому сосредоточимся больше на уникальности представленной экспозиции и многоголосии видений Хотинского сражения.

СОЗДАВАЛИ И ЗАЩИЩАЛИ ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ

Успешная оборона Хотинской крепости приостановила продвижение османской армии вглубь Центрально-Восточной Европы. Сегодня на эту славную страницу прошлого претендуют несколько государств, правопреемниц Речи Посполитой, в частности Украина, Польша и Литва, было отмечено на торжественном открытии выставки. Это наш общий исторический опыт, и не случайно в наших странах в этом году прошли соответствующие мероприятия на государственном уровне. На открытии выставки находились представители всех трех государств. В частности, Чрезвычайный и Полномочный Посол Литовской Республики в Украине Вальдемарас САРАПИНАС в своем выступлении на украинском языке подчеркнул: «…Для меня большая честь, что героем Хотинской битвы был великий гетман Литвы, великий полководец, государственник, деятель культуры и образования Ян-Кароль Ходкевич. Во времена Великого Княжества Литовского мы вместе защищали Европу от Османской империи, от Российской империи, от татарской Золотой орды. Защищали и на тех землях строили Европу, создавали то, что называется европейскими цивилизационными ценностями. Экспонаты, которые мы сегодня увидим, поразительно отражают дух того времени и одновременно выглядят современно. В них ощущается решительность и стремление победить. И сегодня я желаю Украине решимости и стремления побороть внешнюю агрессию, создавать новую Украину. А Литва, поверьте, была, есть и будет вместе с вами в борьбе против российской агрессии. В Литве это аксиома, которую понимают и поддерживают все: и руководители нашего государства, и обычные литовцы».

Присоединяясь ко всем пожеланиям уважаемого посла, директор Польского Института в Киеве, советник Посольства Республики Польша в Киеве Роберт ЧИЖЕВСКИЙ, как историк по профессии, обратил внимание на значение этой науки для становления нации. «История объединяет нацию. Нация, можно сказать, – это общее историческое мнение, – убежден Роберт. – Но разные нации каждая историческая память может объединять или разъединять. В историческом диалоге Польши и Украины, конечно, есть определенные трудные моменты. Но, по-моему, нужно больше сосредотачиваться на тех исторических моментах, которые нас объединяют. Конечно, надо помнить все, и здесь история как наука будет работать. Но выставка – это часть исторической памяти. Через эту память государство показывает, что для него важно. И я очень рад, что в эту великую годовщину все три государства помнят об этой общей победе».

«И еще одно: за что мы воевали по-настоящему? Считаю, что это была самая справедливая война – она была за нашу жизнь, чтобы можно было жить, как каждый хочет, чтобы никто не вмешивался в наши дела. Эта война была в таких целях, чтобы можно было вернуться к обычной жизни. И я желаю Украине, чтобы после победы она могла вернуться в обычную жизнь», – обратился Роберт Чижевский.

«Для украинского национального нарратива Хотинская битва – это пример казацкой победы и первая заявка Войска запорожского на отдельный статус и признание в пределах Речи Посполитой. Мы решили сделать выставку, которая, с одной стороны, отмечает это событие, а с другой – показывает, что Хотинская война – это не только казаки, а контекст гораздо более широкого плана. Она так или иначе может считаться одним из сюжетов Тридцатилетней войны и одним из сюжетов противостояния треугольника. Собственно, это все то, что привело к стоянию под Хотином», – рассказал один из кураторов выставки (наряду  с Максимом Яременко и Владиславом Беспалько), старший научный сотрудник музея, кандидат исторических наук Ярослав ЗАТЫЛЮК.

СОИЗМЕРИМО ПРЕДСТАВИТЬ ВСЕ СТОРОНЫ ВОЙНЫ

Генеральный директор Национального музея истории Украины, доктор исторических наук Федор АНДРОЩУК, помимо  такого «хрестоматийного видения», выделил другой аспект события: «Это довольно сложный вопрос, поскольку эта победа была довольно специфичной, победа «лузеров», можно сказать… Если мы возьмем каждую сторону конфликта, наконец, никто не получил тех преференций, на которые рассчитывал. Я это веду к тому, что война сама по себе является достаточно важной темой для размышлений. Мне кажется, что эта выставка создает определенную возможность нам еще раз задуматься над общими страницами нашей истории и сделать некоторые выводы».

«Идеей выставочного проекта было показать не только саму битву, но и разные стороны, принимавшие в ней участие и какая версия Хотина у каждой из этих сторон была. Это чрезвычайно сложная задача с точки зрения подбора репрезентативного материала, который достойно и соразмерно представил то, что произошло 400 лет назад», – сделал очень важный акцент Ярослав Затылюк. Благодаря поддержке многочисленных партнеров, уверен ученый, эту задачу удалось успешно воплотить. И в этом сможет убедиться любой посетитель выставки. Потому что экспозиция представляет все четыре столкнувшихся под Хотином лагеря: «османский, лагерь Крымского хана, который подходил с другой стороны, чтобы противостоять коронной армии и казацкой», – говорит Ярослав Затылюк.

ПОКАЗАТЬ УКРАИНСКИХ «ЭКЗАМЕНАТОРОВ»

Крайне важной в создании выставки была экспертиза и консультации доцента кафедры тюркологии Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Александра ГАЛЕНКО. Он отметил, что был очень рад интеллигентной идее кураторов, потому что было важно представить на выставке Османскую империю и Крымский ханат. Почему?

Во-первых, османцы объявляли, что «мы идем священной войной», – отмечает Александр Иванович. Целая Османская империя выступает  на маленький Хотин. Другие планы есть другие планы (в частности, на выставке есть реконструкция, где музейщики впервые попытались показать гипотезы историков, куда собирался двигаться османский султан. «Более или менее распространенная версия – на Вену, другая версия – султан собирался нейтрализовать польского короля, а затем помогать своему подданному Бетлену Габору разобраться с Габсбургами», – отметил Ярослав Затылюк), и, подчеркивает Александр Галенко, сами турецкие источники, официальная хроника Мустафы Наимы, говорят: «Султан хочет возглавить священную войну и стать во главе всего исламского мира, и все это двигалось на Хотин».

И, во-вторых: «Основная причина, которую они выдвигали для похода на Хотин, были казаки. Ничто другое. И казаки упоминаются в описаниях баталий буквально по несколько раз на каждой странице, а все остальные – это второстепенно», – говорит тюрколог. Упоминаются польский королевич Владислав, поляки и некоторые немцы, но преимущественно казаки. «Они не просто дрались за то, что им действительно принадлежало к тому времени, а принимали экзамены у украинцев, имевших к тому времени уже 130 лет писаной истории казачества, которые учились у татар, турок. И это татары и турки, которые теперь составляют часть Украины. Это показывает всю сложность истории Украины. Я действительно счастлив, что смог приобщиться к этой выставке для того, чтобы сшить теперь, через 400 лет после тех событий, те фрагменты карты европейской и мировой истории, из которых появилась Украина, – поделился Александр Галенко. – Потому что половина территории нашей нынешней страны принадлежала Крымскому ханату и Османской империи, и они, что называется, отстаивали свои территории. Украинцы в составе Речи Посполитой были еще вообще никем, и название этой выставки действительно очень подходит к этому материалу и к тому, что мы хотим видеть как украинцы в этой выставке. Где здесь поворотный пункт Хотинской войны в судьбе Центрально-Восточной Европы – в появлении Украины на этой карте еще в составе польско-литовского государства. Но османцы, я это знаю как человек, который читал и в конце концов сделал доступным в переводе османскую хронику, пишут о том, что главной причиной и главной целью Хотинской кампании было помешать Речи Посполитой посылать казаков на Черное море и наносить вред. Казаки были центральным пунктом целого нарратива хотинской кампании османцев».

«Мы родились именно тогда на политической карте и именно благодаря Хотину, – убежден Александр Галенко. – Через 27 лет начинается Хмельнитчина, и она не началась бы без договоров с Крымским ханатом и без союза с Османской империей, которые нам дали силы для того, чтобы уже иначе заявить о себе, и это было уже формальным началом Украины».

УНИКАЛЬНОСТЬ ЭКСПОЗИЦИИ

Очень полезно и интересно каждому посетителю будет обратить внимание не только на экспонаты в витринах, но и на яркие и украшенные неслучайными иллюстрациями сопровождающие их баннеры. Именно здесь можно прочесть о том, как рассказывала о битве и толковала ее каждая из сторон. Сейчас в историографии, как прокомментировал «Дню» Ярослав Затылюк, «конечно, пишется о Хотинской победе. Победа в том, что османское войско не пошло дальше. А в исследованиях турецких историков это малозначимый эпизод – собственно как сюжет о том, что султан Осман Второй, молодой, энергичный, неудачно руководил войском и это привело потом к его казни. А так ничего не изменило. В какой-то степени это правда для Османской империи – через 50 лет она взяла Каменец».

Ярослав Затылюк не зря подчеркнул, что в подготовке выставки большое значение имела партнерская работа с другими учреждениями. Первое, что встречает посетителей, – пушка, предоставленная Национальным историко-этнографическим заповедником «Переяслав». «А пушки – это один из символов Хотина», – напомнил куратор. Среди уникальных предметов — булава, с которой традиционно изображают гетмана Петра Конашевича Сагайдачного, предоставленная Черниговским областным историческим музеем имени В. В. Тарновского.

Национальная библиотека Украины имени В. И. Вернадского предоставила для экспозиции памятник Киево-Михайловского Златоверхого монастыря с записью о гетмане. «Из этого текста начал твориться исторический образ гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного», – рассказал Ярослав Затылюк.

В витринах, представляющих Речь Посполитский лагерь, важны несколько писем: написанное за год до Хотина, после Цецорской катастрофы о гибели гетмана Жолкевского, а также – письмо из обоза к Льву Сапиге, причем конца октября 1621 года. Оригиналы этих документов предоставил Центральный государственный исторический архив Украины в Киеве. К слову, на открытии выставки его директор Олег БАБЕНКО подчеркнул: «Документы национального архивного фонда должны говорить не только исследователям, но и обществу, они должны участвовать в процессе воспитания нашего современника, который должен осознать, что история Украины является историей Европы и влияла на становление цивилизационного процесса на континенте».

Представлена и кружка немецких мастеров 1660-х годов, на которой запечатлена сцена битвы всадников христиан с мусульманами, которую предоставила Сокровищница Национального музея истории Украины. А также турецкий двуручный кубок для вина, предоставленный Национальным музеем искусств имени Богдана и Варвары Ханенко. Директор учреждения  Юлия ВАГАНОВА рассказала, что на нем отчеканены поздравления – тосты, которые произносились в XVII в., и поблагодарила Александра Галенко за помощь в расшифровке этих надписей. Именно Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко лучше всего помог представить османский лагерь, отметил куратор выставки. Добавили яркости экспозиции и репродукции миниатюр по османской истории Ганизаде Надири 1620-х годов, воспевающих предполагаемую победу султана. Как прокомментировал Александр Галенко, «османская летопись нам изображает, так сказать, подвиги султана, которые нам с вами могут оказаться не удобными». В частности, речь идет о пытках и казнях казаков. «В описании Хотинской войны 4 или 5 таких описаний казней, их наказывали жесточайшими пытками. Это были приметы действующего государства в представлении османцев: преступники должны быть наказаны так, чтобы своя публика была уверена в том, что государство работает», – пояснил исследователь. Кроме того, на одной из репродукций изображен и «символ Хотина – знаменитые четыре слона», обратил внимание Ярослав Затылюк. Это были подарки персидского шаха османскому султану.

Репродукции уникальных материалов предоставили музею для выставки Национальная библиотека Швеции и Библиотека Музея дворца Топкапы в Стамбуле.

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С УЧАСТНИКАМИ ХОТИНА НЕПОСРЕДСТВЕННО

Ну и едва ли не самое интересное для не очень углубленного в историю посетителя – в экспозиции представлены четыре воспроизведенные авторами-реконструкторами фигуры – украинского казака, польского, османского и татарского воина – во весь рост. Их одежда и снаряжение выполнены по комплексу исторических источников и соответствуют именно периоду Хотинской войны, 1610-1630 гг., рассказал один из известных реконструкторов казачьей одежды и вооружения Святослав СИЧЕВСКИЙ. Кстати, можно попытаться, не прибегая к подписям, самим определить, кто есть кто, а затем сравнить с предоставленной информацией – для неспециалистов результат, поверьте, может быть неожиданным.

Также попытка музейщиков «совершить погружение в эпоху» стала возможной благодаря работам Сергея Шаменкова – одного из лучших в Украине научно-художественных реконструкторов XVII века, рассказал Ярослав Затылюк. На портретах Шаменкова представлены и руководители войск Хотинской войны – Осман Второй, Ян-Кароль Ходкевич, гетман Петр Конашевич-Сагайдачный, руководитель корпуса янычар и воины низших рангов.

Выставка «Хотинская война 1621 года и судьба Центрально-Восточной Европы» представлена на третьем этаже Национального музея истории Украины в 22 зале (ул. Владимирская, 2). При отсутствии карантинных ограничений она продлится до 31 марта 2022 г. И прийти на нее стоит даже неоднократно, так как кураторы анонсировали: в течение работы будут обновляться и работы Сергея Шаменкова, и часть экспонатов.

Ольга ХАРЧЕНКО, «День», фото Миколи ТИМЧЕНКА, «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів