Если свобода вообще что-то значит, то это право говорить другим то, чего они не хотят слышать
Джордж Оруэлл, британский писатель и публицист

Художественная крепость Майдана

В Галерее протестного искусства открылась выставка, посвященная центру майдановского творчества

Выставки, молебны, флешмобы, социальные кампании, конкурсы научных работ, тематические уроки в школах по теме Революции достоинства – пожалуй, не полный перечень мероприятий, которые проходят в эти дни по случаю восьмой годовщины событий на Майдане. 21 ноября 2013 г., когда беркутовцы разогнали студентов на Майдане Незалежности, считается отправной точкой Революции достоинства. Казалось бы желание стать частью Европейского Союза, а на самом деле намерения сделать страну действительно прогрессивной, современной, где интересы человека на первом месте, обернулось в настоящее противостояние народа и власти. Сейчас каждый день, которым жил тогда майдан  как явление, изучают исследователи, анализируя значимость этих событий в истории Украины.

Да, все наши эмоции, надежды, стычки, ранения и расстрелы – это уже история. Об одном маленьком фрагменте из событий 2013-2014 годов «День» вспоминал, приобщившись к открытию выставки «Художественный барбакан. Ретроспекция». Экспозиция начала работать в Галерее протестного искусства Музея Майдана (продолжится до 20 февраля 2022 года). Это первая выставка для новой галереи, точно - не последняя. Ибо рассказывать и вспоминать есть о чем.

МАЙДАНОВСКАЯ ПАЛАТКА ТЕПЕРЬ В ГАЛЕРЕЕ

Название «барбакан» выбрано не случайно. Это маленькая крепость, которая должна защищать большую цитадель при наступлении врага. Прилагательное «художественное» прямо указывает на то, кто создавал эту крепость на Майдане. «10 декабря мы приехали с пустыми руками на Майдан, стало ясно, что нужна своя локация. Армейскую палатку ставить не хотели. Думали о месте, которое оградит от ветра, где можно бросить снаряжение, чтобы не пахнуть в метро дымом. Потому что мы ходили на Майдан с Подола, где оставляли свои вещи, но это было непрактично. А впоследствии мы могли выбрать себе локацию – перекресток Прорезной и Крещатика или возле Глобуса, ближе к гостинице Украина. Там, наверное, это бы все не сохранилось», - вспоминает архитектор и сокуратор выставки Дмитрий ЖИЛА, который воспроизвел часть художественной палатки в Галерее протестного искусства. После Майдана мужчина ушел в армию, а художественная палатка в разобранном виде хранилась у товарища. Сейчас часть художественного барбакана – это экспозиция. А зимой 2014 года буржуйка, именуемая бочкой-«бимбой», плакаты, каски, «йолка Януковича» в миниатюре жили в сконструированной крепости. Строили ее из паллет по проекту, разработанному Дмитрием Жилой.

Андрей Гончарук, участник барбакана, основатель издательства «Люта справа»,  дополняет, что стоял как-то на углу Прорезной и Крещатика, а ему прохожие давали деньги на строительство палатки. Все эти деньги пошли на печать плакатов. Ими впоследствии украсили стены барбакана. Сейчас они – тоже часть выставочной экспозиции. «Кстати, до 2014 года в Украине вообще были плохи дела с политическим плакатом, не было плаката, который что-то декларировал бы, а на барбакане он начал оформляться, - отмечает художник Андрей ЕРМОЛЕНКО. – Один из первых плакатов был – «Вступай в ряды самообороны»».

«ТРУДНО ЧТО-ТО РИСОВАТЬ О МАЙДАНЕ»

Сейчас все плакаты и публицистические произведения, созданные в барбакане, собраны в издании «Трикутник 92»» (подготовлено издательством Андрея Гончарука). Интересно, что палатка художников была обозначена на карте захвата треугольником. Сейчас в открытых источниках можно найти информацию об операции «Бумеранг», так называемой антитеррористической операции от власти Януковича против майдановцев, которая планировалась на 19 февраля. На этой карте все палатки были отмечены квадратами, кроме локации художественного барбакана.

«Тогда были разговоры о том, что будут наступать на Майдан со стороны Бессарабской площади, и потом барбакан начал обрастать артефактами, у нас стояла катапульта, у нас «шили» раненых, работал медпункт, была масса приключений. Это все зафиксировано в разных интервью, в видео, в книге, – дополняет Андрей Гончарук. – Помню, как все начиналось, будто бы все игриво выглядело, а потом я понял, что творческие личности являются движущей силой этой революции. Я открыл этих людей, которых раньше знал, гораздо глубже».

На силе искусства во время Революции достоинства сделал акцент и Андрей Ермоленко: «По-моему, это было такое украинское возрождение, рожденное на крови. Мне до сих пор трудно что-то рисовать о Майдане, чтобы не соврать и не спекулировать. И для меня это лучшие годы моей жизни, хоть и самые сложные. Потому что мы видели, как все меняется на наших глазах, что даже мозг не успевал за этими изменениями. Я считаю, что этот майдан был как первое сражение за независимость Украины и первое сражение в российско-украинской войне, которое мы с честью выиграли. А потом началась настоящая война. Меня радует, что на тот момент художники показали, что искусство не вне политики, а это – ее двигатель».

«СЕЙЧАС ИСТОРИЮ ТЕХ СОБЫТИЙ НАДО ПИСАТЬ»

Идея создать собственное пространство для художников на Майдане переросла в нечто  большее. Как и Свободный университет Майдана, где проходили различные образовательные лекции, к которым присоединялся и «День», «Художественный барбакан» превратился в просветительское пространство. Хотя сначала все создавалось для того, чтобы кто-то постоянно дежурил на Майдане и в случае чего звал на помощь других. «И одна из целей была – создать пространство, где могли бы проходить выставки. Ведь люди, которые присутствуют во время революции, нуждаются в каком-то искусстве и революционной красоте, - говорит Андрей Ермоленко, чьи плакаты, конечно, экспонируются в Галерее протестного искусства. – Важно было, что мы друг за друга стояли и держались друг друга. Мы все время находились там и видели своими глазами происходящее. Именно здесь были созданы первые шевроны первой и второй сотни. Затем это стали брать на вооружение другие сотни. Впоследствии появились первые флаги, которые были не только желто-голубые, но символизировали наше сопротивление».

На выставке есть полная коллекция вышитых «Бандериков» Ивана Семесюка, плакаты Маши Золотовой, типажи майдановцев в графике Александра Комьяхова, а еще картина Олексы Манна «Вызываю бога революции», которую художники считают пророческой. Выставка работ Олексы Манна как раз с этой картиной 20 ноября 2013 завершилась в «Художественном арсенале», а затем художник приобщился к событиям на Майдане, и его работы тоже.

Отдельная часть выставки – это фотографии с Майдана, сделанные фотографом Александром ЗАКЛЕЦКИМ. На открытие экспозиции он пришел с артефактом, который нарисовал Олекса Манн (табличка со словами «Я девочка! Я не хочу в ТС. Я хочу кружевные трусікі і ЄС»  - стилистика сохранена). «Это один из лозунгов, который не давал москалям спокойно спать с начала революции. Месседж, брошенный в сторону наших политических оппонентов. Если говорить о той национальной идее, которая была сформирована во время революции достоинства, то это «дайте нам спокойно творить». Ведь европейские ценности – это и право спокойно творить, нецензурированно, свободно осваивать новые смыслы. Думаю, что Революция достоинства – это и создание новых ценностей и смыслов», - отметил фотограф.

Сейчас все это кажется таким далеким и, может, не для всех актуальным. Но как заметила заместитель гендиректора по развитию и культурно-просветительской работе Музея Майдана Ольга САЛО, тогда мы историю творили, а сейчас мы находимся на этапе, когда ее нужно писать. «Одной из задач этой выставки является как раз актуализировать и приобщиться к задаче сохранения истории, - говорит Ольга. – В России во время и после Майдана в первые месяцы вышло несколько сотен изданий о Майдане для своей аудитории. В Украине это в сотни раз меньше. И эта выставка и любые попытки популяризации – попытки сохранения этой истории. Потому что, к сожалению, даже сейчас о художественном барбакане есть только одно издание».

Поэтому у музейщиков не было колебаний, с чего именно должна начать работу новая галерея как часть Музея Майдана – со знакомства с творческим центром, который жил, творил, защищал и объединял.

 

Инна ЛИХОВИД, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів