Как изразцы создают праздник
Зимой батареи становятся центром притяжения в доме — около них уютно греться, когда приходишь домой с мороза. Современные радиаторы выглядят непритязательно, собственно, главное, чтобы они были теплыми. Другое дело — печи, когда-то обязательный атрибут в доме.
Печной кафель, керамические украшения фасадов и интерьеров представили на выставке «Краски праздника», которая работает до 19 февраля в галерее «Хлібня» на территории Национального заповедника «София Киевская». Самые давние экспонаты датируются XI — ХІІ веками, большинство артефактов — из фондов заповедника и Национального музея истории Украины, из частных коллекций — представляют впервые. Святослав Ярынич, один из кураторов выставки и заведующий отделом культурно-просветительной и экспозиционной работы «Софии Киевской», рассказал об этих уникальных образцах архитектурно-декоративной керамики.
СОЛНЦЕ И АНГЕЛЫ
Фрагменты плитки времен Киевской Руси относят к ХІ — ХІІ векам. Рядом — византийская плитка, найденная на территории Судака в Крыму, ориентировочно ХІІІ — ХIV веков. Плитка покрыта глазурью, на ней тонкими линиями расписаны абстракции. Святослав Ярынич комментирует: «Плитку покрывали глазурью одного оттенка, а затем декорировали. В Киевской Руси такая отделка была достаточно распространенной — подобные вещи находят на местах многих разрушенных храмов».
Майоликовые розетты ХІХ века когда-то украшали Михайловский Златоверхий монастырь (фото 1). И сегодня они поражают свежестью красок. Украшение на одной из них похоже то ли на подсолнечник, то ли на солнце, блестящий белый декор — как будто жемчужное ожерелье. «Перед тем, как Михайловский собор полностью разобрали, реставраторам и музейщикам позволили снять наиболее интересные элементы керамической отделки», — говорит куратор выставки.
Изображение ангелов, тоже майоликовые, хотя и с трещинами, все равно удивляют. Какие-то фрагменты созданы в XVIII веке, другие в ХІХ, они украшали Успенский собор Киево-Печерской лавры, подорванный в 1941 году. Эти ангелы «сидели» под куполами собора, со временем фрагменты портились, и их заменяли — поэтому одни «младше» других. Издали разница, вероятно, не чувствовалась, но в витрине заметно, что ангелы ХІХ века более крупные, отличаются оттенками цвета.
ПЕЧИ «ЖИЛИ» ОКОЛО 100 ЛЕТ
Ученые допускают, что где-то в ХІІІ веке появились печи, в которых дым выводился наружу. Плитками их обкладывали, чтобы лучше накапливать и передавать тепло. Сначала изразцы были горшечнообразные, их монтировали выступом, похожим на миску, наружу. Называют такие изделия соответственно мисочными.
На выставке «Краски праздника» есть мисочный кафель XIV века: терракотовый, без украшений, собственно, похожий на горшок (фото 5).
«Через некоторое время начали использовать так называемые плиточные изразцы, в которых отверстие меньше и повернуто внутрь, — рассказывает Святослав Ярынич. — Они накапливали тепло, и когда печь переставали топить, его отдавали. Это, как сейчас говорят, более энергоэффективная, по сравнению с мисочными, модель. Такие изразцы просуществовали до нынешнего времени».
Рядовой изразец ХІХ века с рельефными геометрическими украшениями нашли на Полтавщине. Его сделал народный мастер, изнутри вещь закопчена. А гигантский неглазурованный изразец с растительным орнаментом нашли на территории Софии Киевской. Вероятно, и печь, которую она облицовывала, была достаточно большой.
«Как подсчитали исследователи, средний возраст кафельной печи был 80—100 лет. Потом сменялись хозяева, мода и люди просто сбивали старые изразцы, — замечает Святослав Ярынич. — Обломки кафеля находят на свалках на территории Софии во время раскопок».
КИТАЙСКИЙ МОТИВ
Со временем конструкция печей усложнялась. Изготовляли специальные изразцы для стенок, углов, карнизов. Между прочим, приблизительно до конца XVIII века специальные мастера расписывали изразцы вручную.
В XVII веке все чаще делали глазурованные изразцы. Сначала использовали зеленую поливу, где в качестве пигмента были соли меди. «Впоследствии появился стиль, который связывают с итальянским Ренессансом, когда изразец расписывали в несколько цветов: синий, желтый, зеленый, белый, — добавляет куратор «Красок праздника». — А в XVIII веке возникла мода расписывать синим на белом фоне — она пришла из Китая через Голландию».
КИТАЙСЬКИЙ МОТИВ
З часом конструкція печей ускладнювалася. Виготовляли спеціальні кахлі для стінок, кутів, карнизів. Між іншим, приблизно до кінця XVIII століття спеціальні майстри розписували кахлі вручну.
У XVII столітті все частіше робили глазуровані кахлі. Спочатку використовували зелену поливу, де як пігмент були солі міді. «Згодом з’явився стиль, який пов’язують з італійським Ренесансом, коли кахлю розфарбовували у кілька кольорів: синій, жовтий, зелений, білий, — додає куратор «Барв свята». — А у XVIII столітті виникла мода малювати синім на білому тлі — вона прийшла з Китаю через Голландію». Такі кахлі з синіми вазами і квітами є в експозиції виставки.
Такие изразцы с синими вазами и цветами есть в экспозиции выставки. Или небольшие поясные изразцы с идиллическими сюжетами: пейзажи с домиками, птицы, забавляющиеся в траве (фото 4).
ОТ НЕЖИНА ДО МЕЙСЕНА
В конце XVIII — в начале ХІХ века кафель стали делать на заводах. Немало киевлян обеспечивал этим добром Кафельный и майоликовый завод Иосафата Анджейовского. Святослав Ярынич говорит, что предприятие основали в 1870-е годы, просуществовало оно где-то до 1920-го — тогда его национализировали. Владелец выехал в Польшу и там умер.
Печи становились более изысканными. Их украшали фронтонами в стиле модерн, разными медальонами — в экспозиции есть такие в стиле неорококо с женской головкой или с купидоном (фото 2), который уселся на колонне и положил ногу на ногу.
Поскольку печь до появления парового отопления была необходима, существовали предложения для разных кошельков. По селам и местечкам, как Нежин и Ичня, существовали небольшие производства, где цены были невысокими. А кто-то заказывал изразцы за рубежом, например, в Германии. На выставке «Краски праздника» есть изразцы из Мейсена, известного центра производства фарфора и керамики. Они украшены тонким слоем позолоты — без китча и утонченно.
«Представьте: Рождество, елка, печь светится. Воспринимаю росписи на кафеле, как игрушки», — рассуждает Святослав Ярынич.
СОГРЕВАЮЩИЕ СЮЖЕТЫ
Как выглядела печь «в анфас и профиль» смотрим отдельно — в «Доме митрополита». Там стоит печь с кафелем, изготовленным по образцам, найденным на территории бывшей митрополичьей резиденции. Ее прототип существовал в XVIII веке. На сотнях изразцов, синим по белому, написаны морализаторские сценки.
Вообще рисунки на изразцах — отдельная большая тема, на которую существует масса исследований. Везде по миру распространены цветочные сюжеты. Святослав Ярынич делится: «Когда готовил выставку, просмотрел много украинского, голландского, немецкого материала. Лишь один раз увидел, что на печных изразцах изобразили зиму. В основном использовали летние мотивы. Поскольку на печь преимущественно обращали внимание зимой, когда грелись около нее, украшали соответственно».
Другая печь, реконструированная и воспроизведенная в «Доме митрополита», происходит из доходного дома на улице Льва Толстого, 19.
Отделка с голубыми цветами Святославу Ярыничу напоминает «Киевский торт» (фото 7). Изразцы сделаны на упомянутом заводе Анджейовского. Владельцем дома, откуда происходит печь, был известный киевский врач Николай Волкович, сейчас там обычные квартиры.
Ирина Абрамова, заведующая музеем «Дом митрополита», рассказывает, как сохраняли ценные печи: «Когда в 1980-е годы дома шли на реконструкцию, печи фактически выбрасывали, потому что всюду проводили паровое отопление. Много кафельных печей тогда утратили. Но в нашем заповеднике еще в советское время создали отдел архитектурной керамики, который собирал такие вещи. У сотрудников отдела был список домов, которые идут на реконструкцию, и они обходили эти адреса. Иногда успевали сохранить только отдельные изразцы, а иногда видели, что печь еще целая, договаривались с рабочими, и та переходила сюда». Отдельные изразцы выставляли в витринах, а в начале 2000-х решили собрать печи, которые полностью сохранились, и экспонировать их в «Доме митрополита».
КЕРАМИКА ЗАВОЕВЫВАЕТ ФАСАДЫ
Но вернемся к «Краскам праздника». В ХХ веке кафельные печи отошли в прошлое, но керамику использовали для отделки фасадов. «Когда во Второй мировой войне освободили Киев, улица Крещатик была почти до основания разрушена. И когда собрались ее отстраивать, возникла идея декорировать фасады на ней керамикой», — отмечает Святослав Ярынич. В 1945 году среди архитекторов провели конкурс на типовые керамические изделия для интерьеров и экстерьеров Крещатика. Керамику планировали использовать активно: сохранились проекты светильников с кафельным декором, детали карнизов, виды керамического пола. Из чертежа декоративной колонны видно, что некоторые проекты предусматривали использования цвета, от чего потом отказались.
ПАННО «ЕЛИЗАВЕТА ЯРОСЛАВНА» ИЗВЕСТНОЙ ХУДОЖНИЦЫ ГАЛИНЫ СЕВРУК. РАБОТА СОЗДАНА В 1968 ГОДУ
Интересно, что в советские времена изучали давние традиции храмового декора. «При Академии архитектуры УССР существовал научно-исследовательский институт стройматериалов, где была лаборатория керамики. Там работали несколько достаточно известных историков искусства, художников. В диссертацию одного из них, Пантелеймона Мусиенко, включены образцы розетт и ангела, которые есть в экспозиции выставки. Они представлены как примеры, что, может, и не сюжетно, но надо наследовать. Также специалисты изучали состав давних полив», — объясняет куратор «Красок праздника».
В 1950-х первый секретарь ЦК Компартии Никита Хрущев инициировал борьбу с излишествами в архитектуре, и около десяти лет керамику не использовали. Определенное возрождение произошло именно на территории Софии. В 1960-х годах здесь работала так называемая «Софийская гончарня» под руководством Нины Федоровой, где, в частности, разрабатывали типовые плитки для интерьеров.
Кстати, образцы облицовочных плиток «Космос», созданные Ниной Федоровой в 1980-х, напоминают древние изразцы с абстрактными узорами (фото 3).
Вероятно, последний киевский монументальный проект с использованием керамики в архитектуре — Дом национальных творческих коллективов на бульваре Тараса Шевченко.
Он имеет большой керамический фриз, один из эскизов которого экспонируется на выставке (фото 6).
Сегодня случается, что керамику используют для декора частных помещений, создания печей. Святослав Ярынич добавляет, что многие люди интересуются кафелем. В соцсетях существуют группы, участники которых фотографируют и выкладывают снимки старинных печей во Львове, Одессе и др., кое-кто изразцы коллекционирует. Плитки для пола или печи, нередко искусно украшенные, хранят следы десятков и сотен людей, живших много лет назад — а это притягивает.