Теперь каждый украинец должен, ложась, в головы класть мешок мыслей об Украине, должен покрываться мыслями об Украине и вставать вместе с солнцем с хлопотами об Украине.
Николай Кулиш, украинский драматург, режиссер, педагог, представитель Расстрелянного Возрождения

Крымский перекресток миров

Выставка в «Софии Киевской» погружает в историю Судака, которой более тысячи лет

Музей «Судакская крепость» 60 лет назад вошел в состав Национального заповедника «София Киевская». Поэтому после оккупации Крыма Судакская международная научная конференция «Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре» переехала в Киев. Свою восьмую встречу ученые отметили еще и выставкой «Судак — Сугдея — Солдайя: на перекрестке миров», посвященной пребыванию в городе и влиянию на его историю турков, генуэзцев и венецианцев, греков и византийцев.

Материалы для экспозиции, кроме «Софии Киевской», предоставили Археологический музей КНУ имени Тараса Шевченко, Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени Владимира Вернадского, Государственный архив Генуи и частные коллекционеры. Увидеть выставку можно до конца октября, а «День» уже узнал о том, что интересного там представлено.

СЛЕДЫ ПРАВИТЕЛЕЙ

В одной из витрин можно увидеть синаксарь (книгу кратких житий), на полях которого указана дата основания Сугдеи — 212 год. Вероятно, это было одно из многочисленных укреплений, построенных боспорскими правителями, которое просуществовало недолго. Поселение началось возрождаться лишь во второй половине VII века. Здесь начал функционировать византийский порт. Со временем Сугдея стала центром административной единицы, ее оборонные стены были востановлены. После падения Византии город побывал под протекторатом половцев, Трапезундской империи и Золотой Орды.

В конце ХІІІ века в Причерноморье появились венецианские и генуэзские торговцы. Последние основали свою факторию Кафу (современная Феодосия), а в 1365 году заняли и Сугдею. Вскоре на месте старого поселения появилась крепость Солдайя. Организаторы разместили на выставке информационные стенды о тогдашних памятниках, сохранившихся до наших дней. Здесь и безымянные башни, и храмы, и замки, и сооружения, названные в честь тогдашних правителей города. Об этих названиях свидетельствуют  строительные плиты, сохранившиеся на некоторых башнях in situ (так в археологии говорят об артефактах, которые никогда не перемещали с оригинального места). По словам ученых, эти плиты хорошо видны лишь одну неделю в году, приблизительно во время летнего солнцестояния. Впрочем, посетителям выставки их разглядеть легче, правда, на фотографиях.

Эти плиты раскрывают интересные подробности не только о тогдашних правителях, но и о политических предпочтениях генуэзцев, и даже относительно происхождения мастеров. Так, мотивы орнамента на плите из башни Паскуале Джудичи характерны для искусства Закавказья. Силуэт журавля в конце верхней строки и специфическая буква как подпись в нижней могут указывать на армянское происхождение мастера. С двух щитов на плите из башни Лукино де Флиско де Лаванья еще до ее установления были сбиты французские гербы. Это отсылает нас к «разводу» генуэзцев с местными правителями в 1409 году. А плита на башне Джоанни Маркони — пожалуй, единственный источник геральдики его рода.

В конце XV века город попадает под власть Османской империи и опять меняет название. Постепенно Судак превратился в прибрежный поселок, крепость начала разрушаться. На рубеже XVIII-XIX веков россияне расквартировали здесь свой гарнизон, но просуществовал он недолго. Местные помещики долго писали просьбу к власти о сохранении крепости, но все решил визит императрицы к известному художнику Ивану Айвазовскому, который показал ей развалины. В итоге с 1868 года и до развала Российской империи памятник находился на попечении Одесского общества истории и древностей.

В первые десятилетия советской власти Генуэзской крепости доставалось очень мало внимания. Только в конце 1950-х она перешла в управление заповедника «Софийский музей», после чего туда натправилась исследовательская экспедиция. На выставке можно увидеть акварельные зарисовки разных частей крепости и планы некоторых объектов. Была принята реставрационная программа, которая растянулась на несколько десятилетий. За это время восстановили почти всю цитадель, линию обороны, отдельные внутренние здания. Исследование и раскопки продолжались и в независимой Украине.

СОКРОВИЩА НА ДНЕ

В высоких витринах удобно разглядывать самые разнообразные вещи, найденные археологами вокруг Судака, в частности во время подводных исследований в бухте около поселка Новый Мир. Во второй половине ХІІІ века там затонуло судно, направлявшееся в город из итальянского региона Лигурия.

В экспозиции — желтоватая и зеленая керамическая посуда, савонские чаши и кувшины, сельджукские блюда и никейские тарелки. Выставлены и амфоры, которые в средневековье были стандартными емкостями для перевозки жидкостей, масел и сыпучих веществ. Часто амфоры были покрыты многочисленными метками, которые могли много рассказать об их пути. Отметки ставили производители, торговцы, таможенники и, конечно, владельцы. Кроме классических амфор посетителям демонстрируют и похожие на морковь. В них хранили экзотический или ценный товар, например ладан.

Битую посуду иногда использовали повторно. В частности, хорошо сохраниышиеся донышки применяли для светильников. Археологи находят немало черепков, но музейщики предпочитают не брать поврежденные предметы или обломки в фонды из-за сложности с хранением и инвентаризацией. Поэтому часто проводится догипсовка в полевых условиях или уже музейные реставраторы собирают предмет по частям, восстанавливая форму.

Под толщей судакской земли или песка находились и более мелкие, но не менее интересные предметы. Порт всегда был эпицентром торговой жизни, поэтому со дна бухты доставали печати с документов, пломбы для товара, свинцовые и бронзовые разновесы, застежки для счетных книг. Рядом — бытовые безделушки: серьги, бусинки, нашивные пряжки, крестики, трубки для курения, якоря-амулеты, целая подборка свинцовых колец, назначение которых до сих пор точно неизвестно.

Не обошлось и без денег, которые дополняют картину торговых и других связей Сугдеи-Солдайи-Судака. Самые древние, византийские гексаграммы датируются второй половиной VII века, когда начиналось возрождение города. Более поздние монеты намного меньше, часто деформированы. Мошенники, откалывая кусочки от краев, таким образом обкрадывали государство. Такие махинации продолжались где-то до XIII-XIV века, пока венецианцы не придумали специальную резьбу по краям монеты.

***

Сейчас крепость Судака, как и другие крымские памятники, из-за оккупации полуострова недоступна для украинских исследований. Однако ученые продолжают свою работу в Украине, погрузившись в архивы и музейные фонды, и не теряют надежду на проведение очередных сборов на привычном месте — среди крепостных стен с видом на Черное море.

Дарья ТРАПЕЗНИКОВА, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів
comments powered by HyperComments