Образование как мир ценностей
Ценности являются неотъемлемым элементом школьного образования. Это мнение отстаивают участники XVI Всеукраинской конференции учащихся ассоциированных школ ЮНЕСКО «Украинско-европейские инициативы в образовательном пространстве: ценностная парадигма», которая состоялась на днях на базе Киевского дворца детей и юношества под эгидой Национальной комиссии Украины по делам ЮНЕСКО.
Уже четыре года подряд организацией конференции занимается Гуманитарная гимназии «Гармония». В рамках форумов предыдущих лет обсуждались, в частности, тема толерантности, проблема беженцев и межкультурного диалога, сохранения биоразнообразия и т. п. «Этой конференцией мы хотели подвести некий итог, — рассказывает директор киевской частной гуманитарной гимназии «Гармония» Елена Чинок. — Именно мир ценностей ведет ребенка в мир знаний и практического действия, в мир чувств и коммуникации. Как школа ЮНЕСКО мы пытаемся интегрировать в рамках образовательного процесса европейские и украинские ценности, которые на самом деле находятся в пределах единой парадигмы. Участники конференции согласились с тем, что школа не может ограничиваться только формальным образованием, которое настроено на предметное знание и по большей части не связано с повседневной жизнью. Вместо этого ЮНЕСКО пропагандирует неформальное непрерывное образование, цель которого — научить учеников: учиться (познавать); создавать, работать (практическая направленность); жить (речь идет, в частности, о здоровом образе жизни) и сосуществовать (культура человеческих отношений). Неформальное образование не предусматривает оценивания и осуществляется через различные проекты».
В рамках конференции состоялись выступления ученых, деятелей образования, чиновников. Многие докладчики обращались к теме ценностей через призму проблем образовательной реформы. Ученики (а в мероприятии приняли участие представители более 50 учебных заведений со всей Украины) соревновались в искусстве создания каллиграм и коллажей, а также приняли участие в анкетировании. В рамках импровизированной дискуссии между «христианами» и «мусульманами» они пытались осмыслить общее и отличное в ценностном измерении различных религий. В различных формах школьники представили свое видение ценностей. Авторы лучших работ и наиболее убедительные ораторы получили в подарок книгу «Украина Incognita» из Библиотеки газеты «День». В целом — 30 призов. По результатам конференции участники приняли резолюцию, в которой, в частности, поддержали европейский вектор развития Украины и призвали признать образование его ключевым элементом.