Каждый народ может только тогда духовно и физически развиваться и расти, если его граждане пользуются полной свободой совести, мысли, слова и собраний.
Михаил Сорока, украинский политический деятель, диссидент, член ОУН

От отца – к сыну

Во Львове представили творчество семьи Одрехивских

Масштабный мультимедийный проект «Василий Владимир Василий Одрехивский. Скульптура» демонстрируют в Национальном музее им. Андрея Шептицкого. Посвящен он 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств Украины Василия Одрехивского (1921—1996 гг). В показе — знаковые произведения Одрехивского-старшего из собраний украинских музеев, а также его сына — Владимира (1955 г.р.) и внука — Василия (1989 г.р.). А еще — фото и видео из творческой и внетворческой жизни трех известных художников из одной семьи.

Василий Павлович Одрехивский работал в области фигуративной скульптуры, основанной на традициях европейской культуры XV—ХХ веков, в частности — итальянского Возрождения. Нашел, используя приемы народной лемковской резьбы, собственный пластический язык и оставил после себя прекрасные скульптурные портреты.

Владимир Васильевич Одрехивский — скульптор, педагог и искусствовед. Народный художник Украины. Исследует проблемы современного искусства. Работает в области фигуративной скульптуры, экспериментирует с формой и пространством, трансформируя реальную форму через призму собственного сознания и интеллектуально-эмоционального восприятия с целью создания новой художественной реальности.

Василий Владимирович Одрехивский формировался как художник в Украине, Франции и Польше, что дало ему возможность познать и в дальнейшем использовать широкий диапазон художественных практик — от скульптуры, инсталляции и перформанса до организации художественных и социально-культурных проектов.

«Мы — художники разных поколений, объединенные одной художественной школой — Львовской национальной академией искусств», — отметил на церемонии открытия выставки Владимир Одрехивский.

— Экспозиция «Василий Владимир Василий Одрехивский. Скульптура» позволяет взглянуть на то, как менялось (или нет) в художественной практике трех поколений понимание искусства, его роли в обществе, его средств и границ, — говорит искусствовед Дария СКРИННИК-МИСЬКА. — Так что экспонированный на выставке материал определенным образом выявляет наследственность и временной отрезок. Когда речь идет о наследственности, имеется в виду общая для разных поколений черта, которая фиксируется, визуально (или как-то по-другому) схватывается. В этом проекте такой унаследованной чертой предстает манифестация принадлежности к определенному типу культуры — национальной и профессиональной, которая проявляется через общие ценности. Три в буквальном смысле родственных и в то же время очень разных художника работали и продолжают работать в чрезвычайно непохожих условиях и разных культурных парадигмах, но в их практиках отчетливо прочитывается общая линия — это несомненная важность национальной идентичности, стремление творить образ человека, через обращение к классическим гуманистическим идеалам, и высокая профессиональная культура работы с материалом и пространством.

В этом смысле творчество скульпторов Одрехивских действительно говорит об универсально значимом, которое по-разному проявляет себя у этих трех самодостаточных художников.

Так, советский период в украинском искусстве, даже во времена «оттепели», — это, конечно, время идеологически ангажированного реализма — пафосного и официально торжественного, в котором отдельные художники пытались найти «лазейки», чтобы говорить о своем. Созданные в чрезвычайно профессиональной реалистической манере, скульптурные портреты Василия Павловича Одрехивского представляют очень живых, очень настоящих людей с их чувствами, сложно организованным внутренним миром. И величием тоже — аутентичным, неказенным. Эти произведения — о достоинстве человека (романтизированного, героизированного, но, несомненно, искреннего). Портретные образы изображают личностей, значимых прежде всего для украинской культуры. Владимир Одрехивский, сын Василия, продолжает и развивает тему выдающихся личностей в истории украинской культуры, экспериментируя с модернистским художественным языком. Наряду с большим и величественным, в его творчестве важное место занимает лирическая тематика. В пластических композициях скульптора узнаваемая текучая пластика усиливает очень личное, частное измерение образов. Это также — о человеческом: нежности, хрупкости, деликатности... И жизнеутверждающее движение — движение — порыв вверх.

Внук Василия, сын Владимира, Василий Одрехивский, продолжая разговор и об образах прошлого как символах исторической памяти — героическом, величественном, и о лирике — чувственном, ранимом, в своих разнообразных практиках поднимает вопрос и о роли медиума в скульптуре и о ее языке, о месте художника и роли зрителя, о взаимоотношениях между искусством и институтом».

Дария Скринник-Миська отмечает, что в начале XXI века становится все сложнее всерьез рассуждать об универсальном, вечном, общезначимом, не выглядя наивным или неискренним: «Хочется надеяться, что искусство, как пространство беспрецедентной свободы и многоголосия, будет оставаться если не территорией, то прибежищем для человеческого и человечного, в каких категориях мы бы его ни определяли. В проект «Василий Владимир Василий Одреховский. Скульптура» оно раскрывается на пересечении видений и образов трех поколений — как связь прошлого, настоящего и будущего».

Выставка продлится до 4 июня.

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День» Львов. ФОТО АНДРЕЯ КУБЯКА

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів