Страстям здесь не место
Допускают, что около трех тысяч лет назад, в VII или VI веке до нашей эры, на севере Индии родился Сиддхартха Гаутама, или Будда Шакьямуни, который считается основателем одной из мировых религий. Сегодня буддизм не просто распространен — он моден в разных уголках мира. Вполне вероятно, как-то вы сравнивали чувство счастья с нирваной, а может, любите одноименную американскую группу, возможно, когда делали глупость, жалели, что «испортили карму», а возможно, даже пробовали заниматься йогой. Но какой смысл вкладывают в это последователи буддизма?
Недавно в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко открылась выставка «Будда. Прошедший по мирам сансары» — по сути, первое в Украине профессиональное исследование буддизма через произведения искусства. В экспозиции — произведения из фондов Музея Ханенко и Одесского музея западного и восточного искусства, которые имеют самые сильные «буддийские» собрания в стране, а также из частной коллекции Игоря Понамарчука. Готовили выставку авторитетный украинский исследователь-тибетолог, кандидат исторических наук Елена Огнева и заведующая научным отделом искусств стран Востока Музея Ханенко Галина Биленко.
ТИБЕТСКА ТРАДИЦИЯ
На выставке представлены произведения, отображающие традицию тибетского буддизма. «Когда-то этот буддизм получил среди европейских ученых название ламаизма. До сих пор иногда широкая общественность употребляет этот термин, что создает определенную путаницу. Нынешний Далай-лама XIV предлагает называть буддизм, который трансформировался благодаря тибетским философам и отцам церкви, северным. Мы говорим «буддизм тибетской традиции», — отмечает Галина Биленко.
Концепция выставки, которую разрабатывала Елена Огнева, такова, что в залах разворачивается сказание о 12 деяниях Сиддхартхи Гаутамы, который достиг просветления в своем земном воплощении. На выставке можно отследить этот «путь Просветленного в сансаре», то есть в мире страданий на Земле, через скульптуры и иконы танка, предметы декоративно-прикладного искусства из Китая, Тибета, Монголии, Бурятии и т.п.
Сама пани Елена не смогла приехать на открытие выставки, но обратилась к собравшимся в письме, где напомнила об одном из самых громких археологических открытий 2013 года — найденную во время раскопок в Лумбини (считается, что в этом поселении родился Будда), на месте храма Майя Дэви, сооружение, которое датируют 550 годом до нашей эры. Елена Огнева обращает внимание, что существуют разные версии того, чем является это сооружение: храмом, возведенным на месте рождения Будды Шакьямуни, или обычным культовым сооружением, посвященным священному дереву и построенным задолго до возникновения буддизма. Весьма возможно, что такая находка увеличила интерес к теме, и в разных уголках мира, в частности в Мельбурне, Амстердаме и Нью-Йорке, прошли или еще проходят выставки посвященные личности Будды Шакьямуни. «В контексте вышеприведенного выставка в Музее Ханенко воспроизводит житие Будды, его путь по мирам страданий — сансары. Эта выставка является первой попыткой в Украине отследить фигуру одного из наиболее интересных мыслителей в истории человечества», — резюмирует Елена Огнева.
БУДДА БУДУЩЕГО ЖДЕТ «ЗОЛОТОГО ВЕКА»
Открывает экспозицию икона танка, на которой изображен Майтрея, будда грядущего, которого чествовали все школы и направления буддизма. Работа из Музея Ханенко создана в Калмыкии в ХІХ веке.
Рассказы о Будде Шакьямуни в сутрах начинаются с бодхисаттвы по имени Шветакету, который вместе с другими божествами живет на небесах Тушита. Бодхисаттва — существо, которое решило стать буддой, чтобы помочь человечеству освободиться от страданий. Собственно, Шветакету впоследствии и стал Буддой Шакьямуни, а Майтрею он назначил своим наследником. Майтрея должен прийти к человечеству в счастливые времена, своего рода «золотой век». Кстати, в буддийской иконографии тело этого персонажа традиционно золотистого цвета.
Что касается цветов и форм в танка в целом, то распространенный на Тибете буддизм ваджраяна, так называемое учение «бриллиантовой колесницы», имеет четкий канон, иконографические тексты, где объясняется, как нужно изображать персонажей буддийского пантеона. Икона танка сначала чертится, это касается даже лица божества, и благодаря этому можно медитировать.
НАСЛАЖДЕНИЕ РОСКОШЬЮ И ОТКАЗ ОТ НЕЕ
На китайской иконе ХІХ века из Одесского музея западного и восточного искусства показано, как Будда спускается с небес в виде белого слона и входит в лоно матери, жены раджи по имени Майя. Собственно, это второе деяние Будды, а третье — рождение, сразу после которого он сказал, что пришел в этот мир проповедовать, чтобы преодолеть зло и невежество.
Три следующих деяния Будды можно увидеть на танка рядом, тоже из одесского музея — обе иконы когда-то входили в цикл, описывавший все деяния Будды. Четвертым деянием считается совершенное овладение всеми искусствами, и на этой танка видно, как Шакьямуни состязается в этом со своей свитой. Пятое деяние — наслаждение царской жизнью, а шестое — отречение от престола.
«Китайский художник изображает, как Будда покидает царские покои, жену Яшодгару. Он уже увидел старого, больного, мать, оплакивающую своего ребенка, и осознает, что в мире есть страдания», — говорит Галина Биленко. Рядом с божествами есть место и земным людям. Как объясняется в комментарии к иконе (тексты для выставки готовила Елена Огнева), в ее левом нижнем углу изображен донатор, это монах в шляпе, которые носили придворные учителя во времена династии Цин.
ПОБЕДА НАД МАРОЙ
Седьмое деяние Будды — суровая аскеза. Как рассказывают в Музее Ханенко, согласно учению, в эти дни Будда съедал за день по зернышку кунжута, риса и ююби (это растение также называют китайским фиником), а затем понял, что истощенное тело не способствует ясности сознания, так же, как и разнеженное, истина — посередине.
«Будда отказывается от аскезы, принимает еду от девушки Суджати, покупает у косаря сноп соломы, садится под деревом Бодхи и клянется, что не оставит это место, пока не достигнет просветления. Видите, в религиозный массив проникают сугубо человеческие поступки», — замечает Галина Биленко рядом с тибетской медной статуэткой XVIII века, изображающей Будду под священным деревом Бодхи.
Перед тем как достичь просветления Будда вступает в борьбу с Марой, демоном-соблазнителем. В индоевропейской языковой группе это имя фактически означает то же, что в украинском языке — затемнение, зло. Конечно, Будда разбивает войска Мары и преодолевает чары его дочерей, которые отвлекают его от благородных размышлений. В свидетели того, что он не оступился, Шакьямуни зовет богиню Земли Стхавару — правой рукой он касается земли, а левую оставляет на лоне в жесте созерцания. Победа над Марой — девятое деяние Будды.
ПРОСВЕТЛЕННЫЙ И СИЯЮЩИЙ
Достижение просветления является десятым деянием Будды. Тогда ему открылись четыре благородные истины: в мире есть страдание, оно имеет причину, если есть причина — ее можно познать, и это страсти и желания, которые человек стремится удовлетворить, если причина осознана, ее можно устранить.
«Сияющий Будда» — так называется образ Просветленного, когда он стоит прямо, его правая рука поднята в жесте защиты и покровительства, левая опущена в жесте дарования, а одежда как будто в складках. История появления этого образа, воспроизведенного на выставке в тибетской статуэтке ХІХ века (собрание одесского музея), очень трогательная. После достижения просветления Будда отправился в странствия, чтобы проповедовать. На то время, когда Учитель поднимался на небеса проповедовать богам, сообщество его последователей, сангкха, хотело иметь его образ. От Будды шло ослепительное сияние, и чтобы облегчить мастерам работу, он наклонился над водой — так те могли видеть его отражение. От ветра на воде образовались волны, и художники воспроизвели и их — отсюда складки на одежде.
КОЛЕСО УЧЕНИЯ И НИРВАНА
Еще один предмет на выставке изображает Дхармачакру, колесо Дхармы, или колесо закона, ключевой для буддизма символ. Это колесо с восемью спицами и двумя оленями по бокам. По религиозным текстам, во время первой проповеди Будду также слушали два оленя, место имеет название Оленьей рощи, или Мридагавы. Восемь спиц символизируют восьмидельный путь — срединный путь, ведущий к освобождению от страданий, на который указал Будда.
Последнее, 12-е деяние Будды — паринирвана, окончательная нирвана, когда Будда оставляет мир сансары. По данным разных исследователей, прожил Сиддхартха Гаутама 80-82 года. Будду в паринирване изображает скульптура из серого доломита из коллекции Игоря Понамарчука. На выставке находим объяснение, что по поздней буддийской традиции считается, что все будды, его предшественники и преемники отошли и отойдут в нирвану в местности Пава, в роще между двумя саловыми деревьями.
СВЯТЫЕ СТУПЫ
После смерти Сиддхартхи Гаутамы его земное тело кремировали, а останки разделили на восемь частей и раздали последователям. Так появились шарирака-ступы — ритуальные сооружения с реликварием для хранения части праха. Вместе с тем ступа является еще одним важным символом буддизма и прообразом пагоды. На танке, сделанной мастерами из Бурятии в ХІХ веке, которая хранится в Музее Ханенко, изображен Будда и восемь ступ. В реликвариях семи из них есть изображение Будды. Восьмая пустая, так как символизирует отход Шакьямуни из земной жизни. Сам реликварий по форме похож на колокол, который молчит и таким образом должен напоминать о физической смерти Будды.
«Касательно ступы существует много толкований, — добавляет Галина Биленко. — Елена Огнева обращает внимание на то, что перед тем как уйти из мира сансары, в ответ на вопрос, как должно выглядеть место его отхода из земной жизни, Будда взял свою чашу для подаяний, перевернул, а свой посох поставил сверху, и это был прообраз ступы».
«КАРТА» САНСАРЫ
Большие раковины, украшенные серебром, бирюзой и кораллами, называются шанкхами и символизируют звуки истины буддизма. На выставке можно увидеть такие тибетские реликвии из собрания Игоря Понамарчука.
Еще один интересный экспонат из коллекции Музея Ханенко — танка «Тысяча будд», созданная в Монголии в ХІХ веке. «Огнева считает, что эта танка создавалась для медитаций. На ней изображено множество будд, и мы можем проследить своего рода «силовые поля»: будды, каждый со своей аурой, располагаются определенными линиями, это как будто образует математические конструкции», — комментирует Галина Биленко.
Завершается экспозиция танкой «Бхавачакра», изображением колеса сансары, из коллекции Музея Ханенко. Чудовище Мара сжимает колесо бытия. «Видим шесть миров, из которых состоит сансара, и 12 взаимосвязанных причин, которые кармически удерживают в этом мире, — говорит Галина Биленко. — Изображение на черном поле в третьем кругу — неблагие деяния, на белом — хорошие. Птицы, свинья и змея в центре символизируют страсть, невежество и гнев, которые являются причинами затмения сознания».
К слову, на этой иконе можно увидеть надписи на русском языке в дореволюционной орфографии. «Православные батюшки проповедовали среди монголов, калмыков, бурятов и т.д. И они не уничтожали эти иконы, а собирали их и объясняли по-своему, чтобы иметь их понимание. Небольшую коллекцию икон-танка они отдали в Церковно-археологический музей при Киевской духовной академии, а оттуда эти работы попали к нам», — объясняет Галина Биленко.
Кураторы выставки обещают, что проект будет сопровождаться параллельной программой с экскурсиями и лекциями от знатоков буддизма. Поэтому следите за анонсами на фейсбук-странице события и вообще приходите на выставку, которая проходит до 16 декабря. Никто не гарантирует, что здесь вы испытаете нирвану, но удовольствие от работ мастеров Дальнего Востока получите точно.