Сюрпризы четвертой «ЦеГлини» (фото)
Уже стало традицией, что в день открытия «ЦеГлини» идет дождь. Впрочем, это не помешало прийти на мероприятие многочисленным мастерам и почитателям искусства. Гостям представили более 70 работ 33 авторов из Украины, Польши, Литвы и Японии - фестиваль впервые получил статус международного. Также в этом году событие происходит в новом керамическом арт-пространстве «ЦеГлинаАрт», открывшемся как раз к началу фестиваля. Идея проекта принадлежит керамистке Олесе Дворак-Галик. Она и Юлия Островская стали кураторами «ЦеГлини-2016». Проект реализуется при поддержке благотворительного фонда Sky Art Foundation.
«РАБОТА ДОЛЖНА СТАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ЛАБИРИНТОМ»
В фестивальном пространстве сразу привлекает внимание ярко-зеленая «поляна» - работа «Погружение» Беаты Корн, которая, кстати, участвует в мероприятии впервые. Поблескивают странные создания Ивана Физера: «Причудливая», «Чужеземный», «Песчаный». Различные «Головы» Александра Мирошниченко распадаются на фрагменты, на которых проступают лица. А женская фигура, которая лежит, поджав ноги, - работа «В четырех стенах» Светланы Гибаленко – словно превращается в пейзаж. Многие произведения, представленные на фестивале, отсылают к миру природы, здесь много гор, деревьев, цветов и плодов, фигуративных и абстрактных. В целом работы, собранные на четвертом фестивале «ЦеГлина», очень разные по настроению и исполнению: малая пластика, скульптура, инсталляция, панно.
«Мы хотим, чтобы наша керамика звучала как арт, не как прикладное искусство, - отмечает Олеся Дворак-Галик. - Керамисты - художники, работающие с объемом. И мы боремся за то, чтобы керамика имела статус высокого искусства». Основной принцип отбора работ для фестиваля - это должно быть технически качественно исполненное произведение, раскрывающее определенную идею. Организаторы призывают художников экспериментировать, хотя основные составляющие работы керамиста такие, как и сотни лет назад. «Глина, обжиг, поливы и мнение художника - вот главное», - перечисляет Олеся Дворак-Галик.
Инициаторы фестиваля декларируют максимальную открытость обществу, поэтому в рамках события представили четыре работы для людей со слабым зрением, которые можно изучать на ощупь. Одна из них - «Корпускула» художника из Киева Гии Миминошвили. Работа представляет собой две сферы, которые сливаются. Или, наоборот, вот-вот разъединятся - можно трактовать по-разному. Сферы имеют углубления, в которых лежат конусообразные формы - если их пошевелить, раздастся грохот, в них тоже скрыты определенные элементы. Автор умышленно не покрасил свою работу, чтобы незрячий человек почувствовал шамотный материал. «Я совмещаю динамику, ритмику, звук. Работа должна стать определенным лабиринтом», - объясняет Гия Миминошвили.
«КЕРАМИСТЫ - СТРАШНЫЕ ТРУДОГОЛИКИ!»
Художницы из Львова Анна Друль и Ирина Марко много лет работают в одной мастерской и проводят совместные выставки. Среди прочего Анна Друль представляет на фестивале «Пейзаж», абстрактную работу с тонкими цветовыми переходами, Ирина Марко привезла «Желтый цветок» и «Гранат». «Керамисты - страшные трудоголики! - признается Анна Друль. - Они очень привязаны к печи и мало тусуются по разным мероприятиям. Прежде всего - мастерская и печь, керамика - это трудоемкая тяжелая работа. А толчком к созданию чего-то нового может быть все. Слово услышишь - и появляется некий образ».
По словам Ирины Марко, нередко работы перекрашиваются. «Со временем смотришь на уже готовую работу, настроение не то, видишь, что чего-то не хватает, и перекрашиваешь - так может быть раз пять, - рассказывает художница. - Иногда говорят, что скульптура и живопись - высокое искусство, а керамика - прикладное. Это несправедливо. В керамике есть пластика, как в скульптуре, и цвет, как в живописи. Такие работы могут размещать в интерьерах и экстерьерах, но основная их задача, как у живописи и скульптуры, - задеть чувства человека, вызвать определенные философские размышления, показать отношение автора к жизни».
Чтобы раскрыть искусство керамики как можно шире, организаторы «ЦеГлини-2016» подготовили большую программу с дискуссиями, творческими вечерами художников, презентациями персональных проектов, лекциями и т.п. Фестиваль продлится в пространстве «ЦеГлинаАрт» до 24 августа.