Уроки истории и... балет
Новая работа мастеров — совместный творческий проект Национальной оперы и Итальянского института культуры в Украине и при поддержке Посольства Итальянской Республики в Украине. Это балет об одной из легендарных личностей Гае Юлии Цезаре (12 июля 100 года до н. э. — 15 марта 44 года до н. э.) — древнеримском государственном и политическом деятеле, полководце, писателе. Консул 59, 48, 46, 45 и 44 годов до н. э., диктатор 49, 48—47 и 46—44 годов до н. э., великий понтифик с 63 года до н. э. Его деятельность коренным образом изменила культурный и политический облик Европы и Средиземноморья и оставила выдающийся след в жизни многих поколений. Выходец из древней патрицианской семьи, Цезарь последовательно добивался всех ординарных римских должностей (cursus honorum) и сделал себе имя на борьбе с консервативными сенаторами (оптиматами). В 60 году до н. э. организовал первый триумвират вместе с двумя влиятельными политиками — Гнеем Помпеем Великим и Марком Лицинием Крассом. С 58 года до н. э. больше восьми лет провел на территории современных Швейцарии, Франции, Бельгии, Германии и Великобритании в Галльской войне, присоединив к Римской республике огромную территорию от Атлантического океана до Рейна!
Хореографом и автором либретто спектакля является Анико Рехвиашвили, художественный руководитель балета театра, дирижером выступил Николай Дядюра, сценогоафия — Станислава Петровского, художник по костюмам — Наталья Кучеря. О том, как рождалась постановка, «Дню» рассказали А. Рехвиашвили и Н. Дядюра.
«ЭПОХА АБСОЛЮТНО НЕСОВМЕСТИМЫХ ВЕЩЕЙ: НЕВЕРОЯТНОЙ ЖЕСТОКОСТИ И ВЫСОКОРАЗВИТОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА»
— Балет появился с легкой руки маэстро Николая Дядюры. Он хорошо знает музыкальный материал, ставший основой балета «Юлий Цезарь», — это симфонические произведения известного итальянского композитора-импрессиониста Отторино Респиги — так называемая Римская трилогия «Фонтаны Рима», «Пинии Рима» и «Празднества Рима» (творчество Респиги эволюционировало от импресионизма к неоклассицизму. — Т.П.). Где-то полгода я погружалась в этот материал, думала, как его можно лучше раскрыть на сцене языком пластики и танца, — призналась А. Рехвиашвили. — Мне, как дочери историка, было интересно придумать либретто балета, где главным героем является реальная личность — выдающийся государственный деятель Рима, полководец, талантливый писатель и неординарный человек. Гай Юлий Цезарь также был прекрасным оратором, чье славное имя навсегда осталось в истории. Когда я написала сюжет, то оказалось, что для спектакля нам мало Римской трилогии, и тогда дирижер Николай Дядюра предложил добавить еще малоизвестное произведение, но очень выразительное, «Билькис, Царица Савская» — это сюита из музыки к одноименному балету О. Респиги, которая идеально дополнила общую симфоническую картину постановки...
НА ПРЕМ’ЄРІ ГОЛОВНУ ПАРТІЮ ВИКОНАВ СОЛІСТ МИКИТА СУХОРУКОВ (ГАЙ ЮЛІЙ ЦЕЗАР) / ФОТО ОЛЕКСАНДРА ПУТРОВА
Напомним, в репертуаре театра есть балет-визитная карточка «Спартак» (постановка известного хореографа Анатолия Шекеры на музыку Арама Хачятуряна), украшающая афишу с 1977 года (!) И на этом спектакле выросло уже несколько поколений танцоров. Монументальная история, рассказанная языком танца о могучей лавине античного восстания рабов в защиту свободы человеческой личности... А сейчас в афише появилась новинка, которая переносит зрителей тоже во времена Римской республики, но это взгляд на жизнь тогдашней аристократии...
— Цезарь считал, что весь мир должен принадлежать ему, — напоминает хореограф. — Сюжет построен на калейдоскопе — власть и любовь, сомнения и убеждения... Знаете, сначала я думала о других исторических персонажах и только потом выкристаллизовалась концепция сделать балет о знаменитом римском императоре. Перечитала триумвират, который заключили Цезарь, Красс и Помпей. Напомню, Цезарь издал закон против роскоши и сократил раздачу хлеба в Риме, он автор закона о городском управлении, провел реформу календаря, названного «юлианским» в его честь. Но несмотря на республиканскую форму правления, власть Цезаря становится неограниченной, поскольку он занимает одновременно должности консула и диктатора, что вызывает яростное возмущение и недовольство сторонников республики... Цезарь, Красс и Помпей считали себя богоподобными! Некая коллективная идеология владения миром по праву умных и сильных. Эпоха абсолютно несовместимых вещей: невероятной жестокости и высокоразвитой культуры общества.
Вся творческая команда влюбилась в этот исторический материал. Наш балет имеет не только исторический, но и психологический подход. Взявшись за тему, мы внимательно начали изучать музыку Респиги и эпоху Цезаря. На сбор и освоение материала ушло пять месяцев!
Балет «Юлий Цезарь» — это не только история о власти и Римский триумвират, но и о любви. Хотя мы обошли довольно заезженную тему Клеопатра — Цезарь и известное высказывание: «Пришел, увидел, победил!», приписываемое нашему герою. Нас заинтересовал образ Кальпурнии, жены Цезаря, на руках которой он, заколотый заговорщиками, умер... Убийство Цезаря возобновило гражданские войны в Древнем Риме, послужило началом упадка Римской республики и зарождению Римской империи, которую возглавил усыновленный Цезарем Октавиан Август...
Главные роли исполняли два составили солистов, и можно сказать, что получились разные интерпретации на один сюжет. На премьере главные партии исполнили солисты: Никита Сухоруков (Гай Юлий Цезарь), Татьяна Лезова (Кальпурния), Виталий Нетруненко (Гней Помпей Великий), Алексей Потемкин (Марк Лициний Красс) и Елизавета Гогидзе (Кифридия). А на втором показе на сцену вышли Станислав Ольшанский (Цезарь), Анастасия Шевченко (Кальпурния), Ярослав Ткачук в (Помпей), Александр Шаповал (Красс) и Ольга Кифьяк (Кифридия).
В постановке задействована практически вся балетная труппа театра, были пошиты 140 костюмов.
По словам Анико Рехвиашвили: «Большой репертуарный театр должен соответствовать своему статусу и создавать масштабные спектакли. Могут быть камерные работы, но все же надо стремиться привлечь всю труппу по максимуму...
Если говорить о Сухорукове, то у него Цезарь похож на философа и стратега. Никита, готовя роль, обращал внимание даже на мелкие детали, и это делает образ шире. Лезова (Кальпурния — жена Цезаря) — нашла теплые краски для своей героини. Известно, что когда Цезарь не был в походах, то всегда ночевал на женской половине своего дворца. Хотя полководец был не красавец, но было много романов, страстно влюбился в Клеопатру, царицу Египта, но несмотря на романы, он всегда возвращался домой, к своей жене, с которой прожил 15 лет. Кстати, Кальпурния чувствовала, что с Цезарем может произойти несчастье, потому что увидела вещий сон и предупреждала мужа об опасности ... а через 4 часа оныл смертельно ранен во время заседания в сенате. Цезарь умер на ее руках... Мне интересно было показать Цезаря не только героем-любовником, хотя ходила поговорка: «Мужчины, прячьте своих женщин, потому что идет Цезарь», но и передать его мудрость как политика, нежность к жене, которую он искренне любил.
Станислав Ольшанский — молодой артист, и его Цезарь более импульсивный, дерзкий, разгульный... Анастасия Шевченко (Кальпурния) — лирическая и созерцательная... Все артисты интересно работают, и каждый по-своему представляет образ, который исполняет.
Постановка передает атмосферу роскоши и колоссальных замыслов Цезаря, слушатели «слышат» рев толпы в Circus Maximus, видят танцы на оргиях, бои гладиаторов ...
«НАМ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ РАБОТАТЬ С ИНТЕРЕСНОЙ ДРАМАТУРГИЕЙ И КОЛОССАЛЬНЫМ СИМФОНИЧЕСКИМ МЫШЛЕНИЕМ РЕСПИГИ»
— Как дирижер, я увлекся музыкой Отторино Респиги. Уже во время репетиций почувствовал искреннюю заинтересованность музыкантов оркестра, — подчеркнул Н. Дядюра. — После Пуччини Респиги был первым итальянским композитором, завоевавшим широкое признание во всем мире! Но, в отличие от автора «Тоски», он стал известным прежде всего своими симфоническими произведениями. Нам посчастливилось работать с интересной драматургией и колоссальным симфоническим мышлением Респиги. Римская трилогия («Фонтаны Рима», «Пинии Рима» и «Празднества Рима») — произведения, имеющие определенную программу, вложенную автором, это означает, что музыка очень «театральная» по своей сути. Однако в нашем случае она не просто иллюстрирует бурные празднования на улицах Рима, воду, которая течет в его прекрасных фонтанах или сосны, овеваемые ветром... Органично Римскую трилогию дополнило еще одно произведение композитора — Belkis, Regina di Saba, которое у нас очень редко исполняется. Знаете, было невероятно интересно наблюдать, как музыка начинает жить другой жизнью в нашем балете «Юлий Цезарь»...