Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

VII Большой Скульптурный Салон: среди облаков и химер (фото)

В Национальном культурно-художественном и музейном комплексе «Мистецький Арсенал» открылся масштабный арт-форум

Ежегодное событие на этот раз посвятили современной украинской скульптуре. Важно, что авторы много экспериментировали с техникой и материалами. В целом, в экспозиции произведения более 70 художников, это — около 200 работ и несколько спецпроектов. «Большой скульптурный салон не проходил в прошлом году. Возможно, благодаря этому сейчас мы представляем столько новых произведений, — считает генеральный директор «Мистецького Арсеналу» Наталья Заболотная. — Скульптура — сложный вид искусства, его «тяжелая артиллерия». Мы представляем не совсем традиционное видение скульптуры. Мы делали ставку исключительно на современных художников и показываем оригинальные формы и образы».

Несколько объектов на выставке тематически связаны с облаками и звездами. Одним из ключевых проектов форума является «Тучка-путешественница» Степана Рябченко. Скульптура выполнена из глины. Белое облачко на островке из песка олицетворяет свободу. Вокруг светится неоном серия рельефов «Калейдоскоп». «Керамика непредсказуема. Никогда не знаешь, что получишь из печи, — рассказывает о создании «Тучки-путешественницы» Степан Рябченко. — В принципе, все объекты делаю из высокотехнологичных материалов. А глина — архаичный и традиционный для Украины материал, который контрастирует с футуристической формой. На стыке этого получилось нечто своеобразное».

«Эволюцию облака» показал художник Юрий Мусатов. Его объекты, также из керамики, отсылают к современным облачным технологиям, когда огромные объемы информации хранят в интернете, в так называемых «облаках». «Интернет эволюционирует в нечто неизвестное. Я сам активный пользователь сети, часто сохраняю информацию в «облаках». Поэтому, для меня это важно», — признается Юрий Мусатов. Его серые керамические облака сверкают изнутри зеленой или красной глазурью. С глиной Юрий работает с 2002 года. Говорит, что это — сложный материал, из десяти работ две-три приходится выбрасывать.

Произведения на VII Большом скульптурном салоне взаимодействуют между собой. Проект «Война с Богом. Мир как беспредметность» авторы так и назвали: «скульптурный диалог двух объектов». Композицию посвятили 100-летию картины Казимира Малевича «Черный квадрат». Проект состоит из двух объектов. Центральное место занимает скульптура Василия Татарского «Малевич Казимир Северинович». Работа из черного гранита отражает стиль, в котором работал Малевич.

Вдали висят доспехи из 3300 распятий, вторая часть проекта под названием «Кольчуга праведного ратника». Число распятий равно количеству жертв среди гражданского населения в конфликте на Донбассе по состоянию на 20 сентября 2014 года, когда создавали работу. Замысел принадлежит куратору из Донецка Виктору Грызе. Распятие отливали ювелиры в Краматорске. Для этого использовали артиллерийскую латунь и осколки снарядов, подобранных на востоке Украины. «Любая победа куется из жизни мирных жителей. Мы должны понимать, к чему приводит война с Богом », — подчеркивает Виктор Грыза.

Притягивают и пугают «Аккадские песиголовцы» Анатоля Степаненко. Это — серия скульптур из сот диких пчел. Формирование сот откорректировали так, что они похожи на головы чудовищ. «Песиголовцы — искаженный образ человека, в котором отдаленно можно узнать первоначальный гармоничный посыл Бога. Мы всячески портим в себе проявления человеческого», — объясняет Анатоль Степаненко. Мастер работает с сотами 12 лет. Рассказывает, что почти все — работа пчел, он лишь «немного усложняет» им жизнь.

Оживила монстра и художница Оксана Чепелик. На выставке показаны фотографии ее работы из льда «Левиафан». Она создала скульптуру в феврале на фестивале «Мифогенез-2015» в Винницкой области. Из воды поднимаются большие ледяные треугольники, словно шипы на спине библейского чудовища Левиафана. На «шипах» — блики розового заходящего солнца. «Скульптуру делали вместе с сыном. Это — отклик на миф, который стал насущностью, когда Россия напала на Украину, образ угрозы, которая нависла над нами. Работа связана с мифологией, это — не интерпретация одноименного фильма Андрея Звягинцева. Впрочем, невозможно избавиться от багажа, заложенного этой лентой», — рассуждает Оксана Чепелик.

Мировые тенденции влияют на украинских мастеров, убеждена арт-директор форума Соломия Савчук. «Появилось много работ из, скажем, «нескульптурных» материалов. Скульпторы ищут нужную форму и способ презентации, — делится Соломия Савчук. — Художники стремятся отойти от классического понимания скульптуры и работают с архитектурными, декоративными вещами. Та же форма инсталляции у нас развита меньше, чем на Западе. Но украинские художники ездят за границу, смотрят, что там происходит, и сами стараются работать в подобном ключе».

VII Большой Скульптурный Салон продлится в «Мистецькому Арсеналі» в Киеве до 15 марта.
 

Мария ПРОКОПЕНКО, «День», фото Алексея ИВАНОВА

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів