Как капля долбит камень не двукратным, а многократным падением, так и человек становится мудрым не от двукратного, а от многократного чтения.
Джордано Бруно, итальянский философ эпохи Возрождения, поэт, представитель пантеизма

Во Львове представили уникальный художественный альбом «Лысык. Графика. Живопись»

Мероприятие состоялось в рамках 28-го Форума издателей. Место презентации творчества выдающегося художника вряд ли можно было подобрать лучше и уместнее - Зеркальный зал Львовской национальной оперы (именно Львовская опера - единственное место работы Евгения Лысыка).

Кстати: очень приятно, что гостей презентации альбома «Лысык. Графика. Живопись» лично встречала супруга Мастера - художница по костюмам, заслуженный художник Украины и очень красивая женщина Оксана Кузьминична Зинченко, которая до сих пор успешно работает в театре.

В издании «Лысык. Графика. Живопись» - более 550 работ из наследия театрального художника Евгения Лысыка. Над составлением альбома работали его дочь - известная керамистка Анна Лысык и председатель ЛМГО «Ассоциация музеев и галерей», иконописец, дизайнер и руководитель многих арт-проектов Остап Лозинский. Они и представляли книгу. И отмечали, что в целом в подготовке к изданию оцифровано более 1000 работ Лысыка из архива его семьи.

Евгений Никитич Лысык (1930 - 1991) - народный художник Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко. Работал во Львовской национальной опере художником-сценографом (с 1961). В 1967-м занял пост главного художника театра.

Для Львовской оперы создал сценографию к более 40 спектаклям, в частности - к операм «Золотой обруч» Бориса Лятошинского, «Отелло» Джузеппе Верди, «Джоконда» Амилькаре Понкьелли, «Тангойзер» Рихарада Вагнера, «Пиковая дама» Петра Чайковского, «Война и мир» Сергея Прокофьева, балетов «Спартак» Арама Хачатуряна, «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» Петра Чайковского, «Сотворение мира» Андрея Петрова, «Эсмеральда» Цезаря Пуньи, «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева и др.

Как приглашенный художник Евгений Лысык работал в театрах Украины, Польши, России, Беларуси, Молдовы, Турции, Северной Македонии. Сценографическое наследие Лысыка относится к Золотому фонду Львовской национальной оперы.

«День» достаточно подробно освещал подготовку альбома к изданию. Несколько месяцев назад Остап Лозинский рассказывал нашей газете, что это будет альбом, который Украина и мир ждали годами: «Мы увидим Лысыка - много и хорошо. Надеюсь, с этого старта пойдет волна Лысыка, и мы еще много поработаем над тем, чтобы он занял свое важное место в нашем сознании».

В целом работа над книгой длилась около четырех лет. В альбом также вошли тексты ученицы Лысыка (Львовский институт прикладного и декоративного искусства), иконописицы Иванки Крипьякевич, академика Национальной академии искусств Украины, народного художника Украины Любомира Медведя и дочери Мастера - Анны Лысык.

Красной нитью через всю презентацию проходил тезис о том, что эта книга - очень долгожданная, потому что увидела мир через 30 лет после смерти Евгения Никитича: «Лысык - это душа и мысли. Это мировое достояние. И мы должны его сохранить».
«Хочется, чтобы отец был известен не только в узких кругах, - отметила Анна Лысык. - Эта книга не дает папе погрузиться в забвение. Я счастлива, что это произошло. Будем продолжать это дело».

«Я рад, что Лысык возвращается к нам, - сказал Любомир Медвидь. - Это феноменальная фигура в мировом искусстве. Мы созрели для коммуникации с Лысыком. Мы поймем величие этого человека, величие его интеллекта, поймем исключительно гуманные позиции в жизни».

«Я одна из его немногих студенток. Мы тогда (1988 - 1990 гг. - Т.К.) стояли к нему слишком близко... А теперь, на расстоянии лет, его талант видно больше...» - сказала Иванка Крипьякевич.

Вспоминал о сотрудничестве с Евгением Лысыком, а оно продолжалось 25 лет, главный художник Львовской оперы Тадей Рындзак: «В альбоме через графику и живопись художника вырисовывается тот портрет Лысыка, который трудно передать словами».

Говорил о творчестве Лысыка как об уникальном явлении в мировой культуре и профессор, заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды Института архитектуры и дизайна Национального университета «Львовская политехника», автор монографии, вышедшей в издательстве «Львовской политехники» в 2017 году, «Творчество Е.Н. Лысыка во времени, пространстве, сценографии и архитектуре» - Виктор Проскуряков: «Это Микеланджело в сценографии...». И напомнил, что Евгений Лысык «создал среду действия в 85 спектаклях».
А представитель издательства «Коло», которое готовило к печати этот уникальный художественный альбом, особо отметил, что «в смутные времена, в которые мы живем, такие издания – весьма актуальны».

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов, фото автора

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів