Знакомьтесь, шедевры!
Черноволосый юноша засмотрелся на пальцы и лениво играет с палочкой. Это — Понтий Пилат, таким его представил польский художник Яцек Мальчевский. Из экспликации узнаю, что такого необычного прокуратора Рима художник рисовал со своего друга, живописца и реставратора Мечислава Гасецкого. Сам Христос, человек, который связанными руками подпирает подбородок и смотрит будто в никуда, имеет автопортретные черты. Картину «Христос перед Пилатом», созданную в 1910 году, сегодня можно увидеть в Музее Ханенко на выставке «Польская живопись» в рамках проекта «Европейское измерение».
ИСКУССТВО, ФОРМИРОВАВШЕЕ НАЦИОНАЛЬНУЮ ПАМЯТЬ
Экспонаты выставки — а это свыше двадцати полотен польских художников XVIII — начала XX веков — из сборника Львовской национальной галереи искусств имени Бориса Возницкого. В галерее хранится самая ценная в Украине и мощная в масштабах Европы коллекция произведений польских художников. В частности, это картины упомянутого Яцека Мальчевского, Генрика Семирадского, Яна Матейко, Ольги Бознанской, Войцеха Коссака. Эти сокровища в стране редко видят и мало знают, и вот впервые их представили в Киеве.
ГЕНРИК СЕМИРАДСКИЙ. «ХРИСТОС И САМАРИТЯНКА». 1890 Г.
«Львов — город, где в начале ХХ века происходило три национальных возрождения: украинское, польское в условиях бездержавности и еврейское, — говорит Тарас Возняк, генеральный директор Львовской национальной галереи искусств имени Бориса Возницкого. — Соответственно, каждую среду формировал свой канон. В условиях бездержавности искусство является формой декларирования того, что мы существуем и развиваемся. Так формировалась не только национальная память — на выставке мы видим исторические картины и национальные мифы. И поскольку Львов был одним из центров национального возрождения, там осталось так много настоящих шедевров польского искусства. Всего один-два сборника в Польше могут конкурировать со всеми львовскими музеями».
Чего стоит лишь картина «По примеру богов» Генрика Семирадского, на которой пара влюбленных вышла на берег из лодки и обнимается, подобно мраморному Амуру и Психеи рядом. Воины на конях ужасаются полуразложившимся останкам французских солдат, которые особенно выделяются на снегу, это «Весна 1813 года» Войцеха Коссака, мастера исторической живописи, который любил тему наполеоновских войн. А рядом — цветы среди снега, точнее, женщина в цветастом наряде на картине «Зимнее солнце в Карпатах» Владислава Яроцкого. Поэтому «Польская живопись» пробуждает множество противоположных эмоций.
РАЗНЫЕ И ПРЕКРАСНЫЕ
«Ни в одном музее нашей страны нет такой перфектной коллекции польской живописи! — восторженно говорит Елена Живкова, куратор выставки «Польская живопись», заместитель генерального директора Музея Ханенко по научной работе. — В Киеве ее вообще нет. Кстати, на этой выставке мы показываем одну картину польского автора из наших фондов, потому что раньше у нас не было возможности представить ее в определенном контексте». Речь идет о работе «Быстра ранней весной» знаменитого польского пейзажиста Юлиана Фалата. Рядом — его же работа «Снег» из львовского сборника.
ГАБРИЭЛЬ ГОГЕНДОРФ. «ПОД БОРИСОВЫМ». 1889 Г.
Художники соседки-Польши в Украине известны меньше, чем французские, итальянские, нидерландские. Однако представленные в Музее Ханенко авторы известны во многих странах. Тем более, часто они учились и работали по всему миру. Тот же Юлиан Фалат учился в Мюнхенской академии искусств, путешествовал по Европе и Азии, десять лет пробыл в Берлине по личному приглашению императора Вильгельма ІІ. А работы художницы-экспериментатора Ольги Бознанской, которая большую часть жизни провела в Париже, экспонировались в Салоне Тюильри и на регулярных парижских выставках женщин-художниц. Также Ольга Бознанская была кавалером ордена Почетного легиона. Художница прославилась своими портретами, вот и на выставке в Музее Ханенко можно увидеть ее «Портрет детей».
«Мы решили показать польское искусство как одну из мощных школ европейского искусства от XVIII до ХХ веков, — комментирует Елена Живкова. — Стремились продемонстрировать все направления, разных художников: академистов, реалистов, модернистов. В одном пространстве сложно объединить такие разные произведения, но, мне кажется, это удалось. В частности потому, что Тарас Возняк позволил нам отобрать лучшие». Кстати, узнать историю той или иной картины, контекст, в котором работал автор, можно благодаря профессиональным аннотациям, для которых использовали материалы научных работников Львовской национальной галереи искусств имени Бориса Возницкого — Игоря Хомина и Виктории Сусак.
НЕИЗВЕСТНЫЕ СОКРОВИЩА УКРАИНСКИХ МУЗЕЕВ
Сам проект «Европейское измерение», актуальный с момента своего появления в 2012 году, в контексте российской агрессии и интеграции Украины в ЕС, становится еще более значимым. «Во времена Януковича, когда Россия очень хотела вернуть Украину в лоно «совка», в Москве провели выставку европейской живописи из музеев Украины. Над этим проектом работали не только политики, но и профессионалы. Мы отобрали из девяти музеев Украины сто шедевров, которые и показали в России. Но россияне назвали эту выставку «Возвращение Святого Луки», по названию картины Франса Хальса из одесского музея, презентованной на этой выставке, и это имело свой подтекст, — вспоминает Елена Живкова. — Ту же выставку, когда она закончила работу в Москве, разместили в наших залах. И назвали ее, как бы в противовес тому названию, «Европейское измерение». Потому что в музеях Украины действительно хранятся огромные сокровища европейского искусства. Мы — Европа еще и потому, что бережем часть европейского культурного наследия».
«Польская живопись» является третьей выставкой в рамках проекта «Европейское измерение». Кроме упомянутой выставки в 2012 году, три года тому назад в Киеве показали «Сокровища баронов де Шодуар» — экспозицию европейской живописи из Житомирского краеведческого музея.
ВЛАДИСЛАВ ЯРОЦКИЙ. «ЗИМНЕЕ СОЛНЦЕ В КАРПАТАХ». 1929 Г.
«В Украине есть шедевры, которыми гордился бы каждый европейский город. Но эти произведения почти неизвестны в нашей стране, — продолжает Елена Живкова. — Все могли бы поехать во Львов посмотреть Жоржа де Латура, в Луцк — Юбера Робера, оригинального, прекрасного. В Одессу поехали бы увидеть произведения Франса Хальса и Алессандро Маньяско. Я могу продолжать перечень, в наших региональных музеях можно собрать коллекцию шедевров. Но наши люди скорее пойдут в Лувр или поедут в Амстердам — смотреть того же Хальса, а в Луцк почему-то не поедут. И проект «Европейское измерение» основали для того, чтобы сделать модными, известными, любимыми наши шедевры, которые презентуют в Украине европейскую культуру».
ЮЗЕФ МЕГОФФЕР. «EUROPA JUBILANS» («ТРИУМФ ЕВРОПЫ»). 1905 Г.
В Европе нередко организовывают мощные выставки, гастролирующие по городам. «Там к таким проектам всегда привлечены спонсоры, — отмечает заместитель генерального директора Музея Ханенко. — Это дорого, и, как правило, спонсорами таких проектов выступает не государство. Однако это благодарное дело, популярное в Западной Европе. Надеюсь, у нас тоже наступит время, когда кто-то заявит о своем желании приобщиться к такому проекту».
Поэтому открываем свое европейское — например, на выставке «Польская живопись» в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко. Выставка продлится до 3 сентября.