ТЕЛЕЦЕНТР, студия, человек
Многие упрекают Герасимьюк, что ее «Без Табу» — это «шоу слез». Однако те, кто так говорит, во время просмотра программы под влиянием эмоций скорее всего не успевают заметить (а сама Герасимьюк отслеживает, чтобы это не попадало в окончательную версию программы), какой крови стоит искренность гостей в кадре. В прошлый понедельник во время прямого эфира «Документа» («1+1»), посвященного памяти телеоператора Тараса Процюка, когда возможность монтажа была исключена, каждый мог убедиться, что Ольга не занимается выжиманием слез. Она — действительно мужественная женщина, которая взялась за ведение этой программы не только потому, что хорошо знала Тараса, а потому, что была уверена в необходимости поиска правды. Той самой правды, которую она вместе со своими единомышленниками пытается постигнуть в каждом выпуске своей авторской программы. Гибель человека — это всегда слезы, однако Ольга смогла твердо (несмотря на отчаяние от этой потери, которое она пыталась скрыть от камеры, но ее выдавали руки) направить разговор в студии в то русло, когда память о человеке становится светлой, а его смерть не подкашивает, а настраивает на действие. Действие, к которому прибегает общество — и Герасимьюк готова стать его голосом.
У съемочной группы Ольги Герасимьюк есть свое успокоительное средство. Во всяком случае когда вы будете пытаться выяснять у сотрудников «Без Табу», благодаря чему им удается избежать сердечного приступа на рабочем месте, они шутя вам посоветуют употреблять одно очень разрекламированное успокоительное средство. Шутка это или нет, трудно судить — наш корреспондент во время посещения съемочной площадки не заметила у кого-либо упомянутого лекарства. Однако очевидно, что для того, чтобы делать каждую программу сердцем, как это принято в команде «Без Табу», нужен большой запас позитива в человеке. В чем собственными глазами и удостоверилась журналистка во время записи одного из выпусков программы.
С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Телецентр на Сырце. Во дворе задолго до начала записи программы собрались желающие почувствовать привкус телевизионной жизни. На их лицах — любопытство и нетерпение, ведь в помещение еще не пускают, мол, ждите до назначенного времени (после того как в прошлом году три народных депутата от оппозиции сделали попытку выйти в прямой эфир, система контроля и охраны значительно усилилась). Но вот поднимается железная решетка, открываются двери, и всех зрителей приглашают в помещение телецентра. Поднимаемся по ступеням. Одни спешат, другие оглядываются друг на друга, еще кто-то «прилип» к огромным, от пола до потолка, окнам и пристально всматривается, как телевизионщики попивают в кафе кофе.
КАК ТАМ, ВНУТРИ?
Декорации делают уютным огромный павильон. Занавес с названием «Без Табу», большой экран — все чем-то напоминает кинотеатр. В центре съемочной площадки — диванчик и два кресла оранжевого цвета, маленький столик. У многих дома есть такой же уголок, где можно с друзьями попить кофе и поговорить «о жизни». Это настраивает на позитив. Тихо играет музыка. Уборщица еще протирает пол из плиток. Съемочная группа активно «разговаривает» жестами. Зрители напрасно пытаются понять этот язык. Творческая группа «Без Табу» — Оксана Лифер, Тоня Пиховшек и Инга Балицкая — пристально следит за ходом съемочного процесса. Несколько девушек и парень уже стоят наготове с блокнотами в руках, чтобы взять автограф на память.
ПОСЛЕДНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Только мы заняли свои места, всех нас традиционно предупредили, что необходимо выключить мобильные телефоны и выбросить изо рта жвачки. Также — не забывать об аплодисментах. «Ну-ка, давайте попробуем! — призвал тот же голос. — Представьте, что вы на концерте любимого исполнителя». То ли воспоминания были свежими, то ли жизненная энергия требовала выхода, однако уже со второго раза с аплодисментами получилось неплохо.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Только что Ольга была за занавесом и ходила в полумраке, а теперь — перед телекамерой. Она улыбается, вступительное слово из ее уст льется искренне и непринужденно. Однако техника не совсем подвластна человеку. «Оля, еще раз, пожалуйста!» — кричит оператор. «Ой!» — вскрикнул кто-то, когда Ольга возвращалась за занавес. Она немножко огорчилась. Начала повторять свои слова опять, а зрители от неожиданности обменивались взглядами. «Первый раз было лучше», — сказала девушка, которая сидела около меня. А по-моему, Ольга нашла новые, более удачные слова.
ДЕЙСТВО НАЧИНАЕТСЯ
Говорить наедине всегда легче, чем тогда, когда на тебя смотрят десятки глаз. Естественно, что герои программы волнуются. Ольга берет их за руки, улыбается и говорит, что все будет хорошо. Не знаю как, но позитивная энергетика помогла. И сам как-то успокаиваешься. Ольга консультируется с гостями, о чем-то их спрашивает, но этих слов никто не слышит. Но, по-видимому, и не нужно. Наше дело — смотреть на то, что рассчитано на камеру.
СОБЫТИЕ РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ
Герои уже настолько «разошлись», что ведут себя так, как будто в студии больше никого нет. Ольга интересуется различными подробностями. У героини программы — Валентины — умер сын. Однако сейчас она не одинока — у нее два приемных сына, которых она забрала из тюрьмы. Хотя в путь, которым она их нашла, трудно было поверить. Иногда казалось, что все, что происходит, — какая-то мистика. Даже зрители в студии улыбались. Веря и не веря, мы видели перед собой картину ее жизни. Уже никто не оглядывался и не перешептывался.
И В ЗАВЕРШЕНИЕ...
История закончилась. Зрители оставляют свои места, подходят к гостям, знакомятся с ними, расспрашивают их. У всех можно спросить о чем-нибудь, даже у членов съемочной группы. И все приглашенные этим пользуются. Блеснула вспышка фотоаппарата — дружеские фотографии на память. Вблизи меня Ольга раздает автографы. А потом — кофе в телевизионной компании.
Выпуск газеты №:
№71, (2003)Section
Медиа