Наращивание алюминиевых мускулов
Не опрокинет ли груз социальной сферы крупнейшее предприятие страны?![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19980805/4147-14_0.jpg)
С распадом СССР из классно задуманной схемы вывалилось начальное звено — мощный перерабатывающий комплекс у Днепровско-Бугского лимана. Украине досталось современное предприятие с конкурентоспособной продукцией и, казалось бы, беспроблемным ее сбытом.
ЕСЛИ БЫ НГЗ «ЛЕЖАЛ», О НЕМ БЫ НИКТО НЕ ВСПОМНИЛ
Очутившись в одночасье в другой стране, Николаевский глиноземный, тем не менее, оказался вовлеченным в передел алюминиевого рынка России. В августе прошлого года он попал под прессинг потребителей, чью политику определяет из Лондона «Trans-World Group». В осаде НГЗ держали вплоть до ноября прошлого года. Стабильно работавшее предприятие, на 62% подпиравшее бюджет области, дабы не «упасть», пустилось в сомнительные поставки продукции Таджикскому алюминиевому заводу, что, впрочем, явилось в той ситуации разумным тактическим ходом. Чтобы избежать подобных коллизий в будущем, 52-летний гендиректор НГЗ Виталий Мешин пробил обходной путь в Россию. Он подписал меморандум об экономическом союзе с Таджикским алюминиевым заводом (ТадАЗ) и Саянским алюминиевым заводом (СаАЗ). Акционерный капитал последнего подкреплен мощью российского «АлюминПродукта» (годовой оборот более 623 млн. долларов).
Заявленные планы включали развитие собственной бокситной базы в Гвинее (месторождение Кинди) и 200 млн. долларов на реконструкцию Днепровско-Бугского порта. Кстати говоря, безалаберность хозяйствования привела к заиливанию канала, прорытого по дну лимана, которым идут суда-балкеры с рудой. НГЗ тратится на дополнительную операцию по разгрузке их на рейде.
Волны «алюминиевой войны» в России за передел сей «общенародной» собственности породили множество публикаций в СМИ северо-восточного соседа. Поднимают они крупную зыбь и в Украине, чему способствует законодательная волынка по поводу приватизации НГЗ. Речь уже идет не столько о том, что один человек (В.Мешин) владеет 7% акций из 12% отданных менеджменту завода, сколько о том, появится ли у завода так называемый стратегический инвестор, или нет. Сам председатель правления ОАО НГЗ (он же гендиректор) категоричен: «Нам не нужен стратегический партнер, который настаивает — отойдите, дайте контролировать, дайте государственный пакет в управление. Сегодня нам удобно разговаривать с банками мира, поскольку мы акционерное общество и можем дать гарантии акционерным капиталом».
В июле 1998 года В.Мешин рассказывал журналистам о планах создания собственного алюминиевого производства и даже живописал высокий технический уровень возможного партнера в этом деле — завода «Словацкое национальное восстание». Задумано производство минеральных удобрений, попутное извлечение стратегических металлов типа скандия и галлия. Этих планов «громадье» пока, правда, является всего лишь расшифровкой заявленной еще в 1993 году программы модернизации НГЗ, но и то, слава Богу, что о ней не забыли спустя 5 лет.
КАПИТАЛИЗМ С «ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ»
В различных публикациях, инспирированных руководством НГЗ, превозносится его отеческое отношение к социальной сфере. Спору нет, неплох пансионат металлургов «Лучезарный», хорош детский лагерь отдыха в Очакове, великолепен бассейн «Водолей» в Николаеве. Эти и прочие социальные блага для трудящихся обходятся НГЗ, по словам его руководства, в 10 млн. долларов ежегодно. Сбросить это чугунное ядро с ноги боязно, да и некому. К тому же существует опасение, что персонал потребует в связи с их потерей повышения зарплаты.
Есть и еще один аспект проблемы «социальных благ», который не очень афишируют внутренние идеологи НГЗ. Рядовым членам ЗАО «Трудовой коллектив Николаевского глиноземного завода» («ТК НГЗ»), судя по словам начальника отдела приватизации завода Степана Петринки, в ближайшее время не очень светит что-то получить от предстоящих дивидендов. Даже зная, сколько им причитается акций, ни начальник участка кальцинации Роман Савицкий, ни аппаратчик-гидрометаллург Екатерина Компаниец, ни даже главный инженер порта Александр Мусиенко не могут определить, какой реальный доход будут давать их погруженные в недра компьютеров акции. Скорее всего, он уйдет на массу неотложных нужд предприятия. В связи с идеологией сохранения социальной структуры, пожирающей огромные средства, и рост заработков в ближайшее время НГЗ не светит. Возможные проявления недовольства сдерживает ежегодно возобновляемый контракт с каждым членом трудового коллектива. Так что легендарный «народный акционер» обложен красными флажками очень плотно. Остается, стиснув зубы, держаться за свое место: в Николаеве безработица.
Безусловным контрастом всему этому было трехдневное шоу «забабаханное» администрацией НГЗ в честь отнюдь не круглой даты — 18-летия предприятия. Лазерно-песенное действо с выписанными из нескольких столиц эстрадными звездами, фейерверком происходило на посыпанной песком площади перед грандиозным, как пирамида, плавательным бассейном. На террасе в окружении домочадцев, соратников и деловых партнеров восседал за накрахмаленной скатертью герой и благодетель трудящихся — гендиректор Виталий Мешин. На привилегированном пятачке под террасой толклись новенькие «Волги» и прочие престижные иномарки. За неусыпными кордонами милиции текли разноцветные потоки публики, а уже на другой стороне проспекта, прямо на земле, расположились жители 30-тысячного района с детскими колясками, снедью и выпивкой. Когда еще побываешь на таком «празднике жизни», как о нем сказала не без иронии одна приближенная к председателю ОАО особа. Очевидно, она хорошо знала закулисье торжеств.
СПРАВКА <ДНЯ>
Николаевский глиноземный завод построен при участии фирм «Алюминиум Пешене», «Лурги». Основные поставщики сырья — Южная Америка, Австралия, Африка. Годовая переработка — свыше 2 млн. тонн бокситов. Выход глинозема 85-87% — 1-1,2 млн. тонн в год. В 1997 году с Гвинеей подписан контракт на закупку 2 млн. бокситов сроком на 10 лет. Персонал — 6600 человек: в производстве занято 1000, в менеджменте — 550 специалистов. Чистая прибыль за 1997 год составила 48,7 миллионов гривен. Уставный фонд ОАО «НГЗ» 378,2 млн. гривен. ФГИ Украины намерен до конца года выставить на некоммерческий конкурс два пакета акций: 17% — за 64,3 тыс. гривен и 13% — за 49,1 млн. гривен.
Выпуск газеты №:
№147, (1998)Section
Экономика