Реформирование политики мачо
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19961102/4190-3-2.jpg)
Демократические режимы в Латинской Америке делятся на те, которые являются образцом для всего мира — Чили, Коста-Рика и Уругвай, — и те, которые так слабы, что их с сомнением можно назвать демократиями, — Гватемала, Гаити и Венесуэла. Демократиям в этом регионе угрожают множество опасностей, однако одну из принципиальных проблем можно решить относительно просто: повсеместный низкий уровень представительства женщин в законодательных органах этих стран.
Несмотря на ряд выдающихся женщин, играющих ключевую роль в политической жизни Латинской Америки, общее отсутствие женщин на политической сцене региона приводит к существенному дефициту демократии. Низкий уровень представительства женщин в законодательных органах является не только символом изъяна функционирования демократий Латинской Америки; это также говорит о том, что женщины-законодатели не способны привнести в жизнь свои, по существу, разные подходы к политике.
Только в сенате Аргентины более 40% составляют женщины, в то время как законодательное собрание Коста-Рики и палата депутатов Аргентины являются единственными законодательными органами, где он превышает 30%. В девяти законодательных органах региона на долю женщин приходится 10% или менее.
С 1991 по 2000 год двенадцать стран Латинской Америки приняли законы, требующие минимальной доли женщин в партийных списках для выборов национальных законодателей. Однако, несмотря на эти законы, процент женщин-законодателей во многих этих странах остается очень низким.
Необходимо провести ряд реформ, которые отчасти зависят от существующего выборного законодательства в стране чтобы решить гнетущую проблему низкого уровня представительства женщин в законодательных органах Латинской Америки. Все страны, например, должны ввести квоты, требующие, чтобы не более половины кандидатов от партий в законодательные органы в каждом округе были мужского пола.
Исследования показывают, что законодательные гендерные квоты являются наиболее эффективными в обеспечении выбора женщин при голосовании по закрытым партийным спискам. Согласно этой системе, избиратели могут голосовать только за политические партии в целом, и, таким образом, они не имеют никакого влияния на порядок избираемых кандидатов. При условии должного соблюдения законодательной квоты, закрытые списки гарантируют минимальный уровень представительства женщин во всех партиях всех округов.
Например, в Аргентине, Коста-Рике и Мексике (где используется система закрытых списков, расстановка мандатов и неукоснительно соблюдаются квоты) есть уверенность в том, что если партия получает в округе три места, то по крайней мере одно из них займет женщина. Система открытых списков, когда избиратели могут влиять на порядок избираемых партийных кандидатов, не предоставляет такой гарантии.
В системе закрытых списков он должен быть скомбинирован: мужчина, женщина, мужчина, женщина (или наоборот). В системе открытых списков необходимо применять 50% квоту.
Невозможно с какой-либо долей точности предсказать, какое действие возымеет увеличение процента квоты в системе открытых списков в странах, которые сегодня имеют эффективное законодательство по квотам. Однако если эти страны заменят свою систему открытых списков закрытыми списками, количество избираемых женщин должно вырасти примерно на 10%, при прочих равных условиях. Последствия будут максимальные (скачок увеличения количества избираемых женщин примерно на 20%) в системах, в которых на сегодняшний день не действует эффективное законодательство по квотам.
Такое законодательство должно также иметь жесткие стандарты соответствия, которые будут контролировать и применять государственные избирательные органы и суды. Одним из способов обеспечения соблюдения этих правил, например, может стать запрет выдвижения в данном округе кандидатов тех партий, которые не соблюли законодательство по квотам.
Однако одни только списки не приведут к желаемому результату. Еще одним необходимым компонентом должно стать определение округов большого и среднего размера для избрания национальных законодателей. Женщинам труднее всего получить место в одномандатных округах. Около 40% законодателей Латинской Америки являются единственным законодателем от своей партии, выбранной в округе, что создает серьезное препятствие для женщин.
Выгоды от проведения этих реформ двояки. Во-первых, что наиболее важно, они немедленно увеличат количество женщин в законодательных органах Латинской Америки, что, в свою очередь, будет способствовать укреплению легитимности демократий в этих странах.
Во-вторых, за счет увеличения присутствия женщин во властных структурах реформы помогут создать независимых и сильных женских политических лидеров. Это позволит в большей степени представить основные проблемы и политические вопросы, которые важны для женщин, чьи интересы часто неадекватно представлены законодателями мужского пола.
Марк П. ДЖОНС — профессор политологии в Университете им. Райза. Бьорн ЛОМБОРГ — организатор Копенгагенского консенсуса, адъюнкт-профессор Копенгагенской школы бизнеса и редактор новой книги «Как потратить 50 миллиардов долларов, чтобы сделать мир лучше».
Выпуск газеты №:
№190, (1996)Section
День Планеты