«Действовать на опережение России»
Эксперты — о месте и форматах привлечения Украины к системе региональной безопасности![](/sites/default/files/main/articles/16112017/3str.jpg)
Международная конференция по вопросам безопасности в регионе Восточной Европы и месте и роли Украины, состоявшаяся на днях при поддержке Представительства Фонда Конрада Аденауэра в Украине в партнерстве с Центром глобалистики «Стратегия ХХI» продемонстрировала, с одной стороны, усилия экспертного сообщества выработать определенные рекомендации, как действовать Украине в регионе, чтобы защитить свои интересы, а с другой, отсутствие интереса внешнеполитического ведомства к этой теме. Заявленный к участию единственный представитель МИД, директор политического департамента Алексей Макеев не пришел на конференцию.
ЕС НАЧИНАЕТ ПОСТЕПЕННО ПРОСЫПАТЬСЯ
Председатель Комитета по иностранным делам Верховной Рады Украины Анна Гопко в своем выступлении отметила, что после четырех лет российской агрессии в Украине ЕС начинает постепенно просыпаться. Это произошло после того, отметила она, как мы увидели вмешательство российских спецслужб в выборы, взломы мейлов, токсическую российскую пропаганду, то есть что российская гибридная тактика вышла за пределы зоны конфликта.
По ее мнению, введенные Западом санкции против России за аннексию Крыма и агрессию на Донбассе – это лишь инструмент, а необходима стратегия. «Во всем мире идет смещение акцентов от ценностей к интересам и ЕС, поэтому поставки нефти и газа должны рассматриваться пакетно с санкциями. Но вопрос энергетики – отказ от Северного потока-2, уменьшение поставок российских нефтепродуктов в ЕС находит вялую реакцию. А именно поток наличности способствует дальше дестабилизации политической ситуации в Украине и продолжению гибридной войны России против Запада», – отметила Гопко.
Важным, по ее словам, является недопущение гибридной дипломатии и гибридных подходов, в виде болезненных компромиссов с подачи некоторых экспертов. Она также считает недопустимым позволять присутствие российских медиа в Украине, которые несут не меньшую угрозу, чем российские танки.
С другой стороны, отметила Гопко, мы хотели бы, чтобы украинцы рассматривались не с позиции жертвы, какого-то просителя, а партнера. Украинская армия численностью 250 тыс. человек, которые с помощью США и Канады прошли подготовку и совместные учения, в частности в противодействии киберактакам, могут внести свой вклад в региональную систему безопасность. В этом контексте, по ее мнению, также важным является то, чтобы Украина усилила координацию с Молдовой и Грузией.
Директор института внешнеполитических исследований Григорий Перепелица обратил внимание на то, что после распада Советского Союза сначала в регионе Центральной и Восточной Европы создался вакуум безопасности, который был покрыт благодаря расширению НАТО. Россия утратила доминирование в этом регионе, часть стран которого избрали евроатлантическую интеграцию. Запад думал как-то изменить антизападную направленность России, но эти попытки оказались абсолютно ошибочными, отметил Перепелица. И, по его словам, баланс сил изменился в интересах России, которая теперь пытается вернуться в этот регион. Следовательно, Восточная Европа, в частности Украина, оказались непосредственно под угрозой нападения, а центральная часть Европы под воздействием гибридной войны России.
«УКРАИНЕ НЕ СТОИТ СЕБЯ РАССМАТРИВАТЬ БУФЕРНЫМ ГОСУДАРСТВОМ МЕЖДУ ЕС И РОССИЕЙ»
Старший исследователь Польского института передовых исследований, Варшава, Владислав Иноземцев соглашается с остальными экспертами, что Россия является главным источником нестабильности в Восточной Европе. Он напомнил, что политика управляемой нестабильности началось еще до аннексии Россией Крыма и агрессии на Донбассе. По его словам, Россия заинтересована в распространении нестабильности в соседних странах, чтобы говорить о существовании угрозы от стран, избравших европейский путь развития.
«Она открыто заявляет, что не допустит вступления бывших стран Советского Союза в НАТО или ЕС. И, кроме того, идея вторжения в соседние страны интегрирована в российскую культуру», – подчеркнул Иноземцев.
Он считает, что Украине не стоит себя рассматривать буферным государством между ЕС и Россией. «Это ошибочная конструкция, которая ограничивает сферу действий и дает основания вас не рассматривать как члена НАТО или ЕС», – подчеркнул эксперт.
Другая проблема, по его мнению, заключается в том, что Украина лишь реагирует на событии, как и ЕС, который был удивлен действиями Путина и не делал ничего, чтобы предотвратить российскую агрессию.
Иноземцев считает, что Украина должна действовать на опережение России, будь-то предложение с введением миротворцев или какое-то другое. Киеву не нужно надеяться на переговоры Волкера и Суркова, а следует вырабатывать свою повестку дня и навязывать ее Западу.
По его мнению, ЕС должен как можно скорее принять Молдову в свой состав, что достаточно дешево для евросообщества. Но это разрешит приднестровский конфликт и будет иметь сильный эмоциональный сигнал для ЕС, России и Украины, которая будет знать, что, возможно, и нескоро, но будет следующим членом ЕС», – отметил Иноземцев.
Бригадный генерал в отставке военный эксперт, Молдова, Юрий Доминик считает, что за последние годы произошло много изменений в европейской политике, которая стала больше руководствоваться вопросами безопасности и обороны. И каждый занимается собой, и это породило много кризисов в Европе.
Кроме того, по его мнению, если раньше международные отношения характеризовались сотрудничеством и конкуренцией, то прибавилось принуждение. «И если говорить об асимметричной войне или гибридной России, то сейчас наступила пауза, нет войны, нет мира, нет прекращения огня»,– говорит эксперт.
По его мнению, для Бухареста и Киева важно иметь стабильную Молдову, и потому Украина должна быть теснее привлечена к сотрудничеству с Кишиневом, поскольку имеет больше возможностей в сфере безопасности.
«БЕЗОПАСНОСТЬ В РЕГИОНЕ ТЕСНО СВЯЗАНА С БЕЗОПАСНОСТЬЮ УКРАИНЫ»
Директор Центра информации и документации НАТО в Украине Барбора Маронкова в своем выступлении рассказала об усилении сотрудничества НАТО и ЕС на континенте. А безопасность в регионе тесно связана с безопасностью Украины, с которой прямо сотрудничает Альянс», – подчеркнула она.
И для этого, по ее словам, используется ряд инструментов: Годовая национальная программа (ГНП), способствующая прогрессу реформ, совместные учения, тренинги, трастовые фонды.
Старший исследователь Института Евро-Атлантического сотрудничества, Киев, Андреас Умланд считает, главная причина того, что произошло с Украиной, Молдовой и Грузией, которые частично не контролируют собственную территорию, является невключение их в структуры безопасности Европы, иными словами, пребывание в серой зоне.
По мнению эксперта, вряд ли сейчас можно говорить о каком-то новом договоре по безопасности в этом регионе. Впрочем, прибавил он, это возможно, если Румыния, Словакия и Польша проявят к этому немедленный интерес.
Инициатива Междуморья или Intermarium, о которой сейчас часто вспоминают, в свое время возникла как реакция на угрозу со стороны Советского Союза и Германии, стран, которые находились в серой зоне.
А теперь эта инициатива больше касается энергетики, транспортных коридоров и инфраструктуры. Однако сейчас, когда нет четкой цели, не понятно, какая добавленная стоимость этой инициативы.
Тоже самое, по мнению Умланда, касается группы «Бухарест 9», которая возникла как реакция на аннексию Крыма. Что эта группа добавляет в НАТО, какова цель ее деятельности.
«ПДЧ ОЗНАЧАЕТ ГОТОВНОСТЬ СТРАНЫ ДЕЛАТЬ РЕФОРМЫ»
Содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник отметил в своем выступлении, что Украина является контрибьютером безопасности в противостоянии нелегальной иммиграции и в других сферах, и делает это не ради Европы, а ради общей безопасности.
По его мнению, для Украины наилучшим примером отношений с ЕС на краткосрочную перспективу должна быть Норвегия, а с НАТО Швеция или Финляндия.
Мельник считает, что главным инструментом подготовки к вступлению в НАТО является Годовая национальная программа, которая является составляющей ПДЧ и которую нам предоставили в 2008 году. А ПДЧ, отметил он, это лишь обложка. Следовательно, по его мнению, Украина должна лишь восстановить название данного документа, который назывался РНП по подготовке к членству в НАТО, как это было до прихода Януковича к власти в 2010 году, и ждать окна возможностей.
Слова Мельника о том, что сам факт приглашения к ПДЧ менее важен, чем подписание РНП, вызвали оживленную дискуссию среди экспертов.
Перепелица, в частности, отметил, что получение странами ПДЧ означало серьезную ответственность как страны – просителя членства, так и стран – членов НАТО. Иными словами, подчеркнул он, ПДЧ означает готовность страны проводить реформы, а РНП можно заполнять, что угодно.
Тем временем госпожа Маронкова дипломатически помирила обоих участников дискуссии, отметив, что в НАТО много внимания уделяют техническим вопросам. «Независимо от названия процесса А или Б, мы являемся его совладельцами и считаем, что за него отвечают обе стороны», – подчеркнула она.
В конце конференции господин Умланд выразил мнение, что Украина должна быть готовой использовать окно возможностей, которое может возникнуть в связи с упадком России. Более того, эксперт считает, что на этот случай у Запада должен быть план, не просто опять включение России в G8, а перечень конкретных вещей, которые должна сделать Москва, включая выход из Крыма.
Выпуск газеты №:
№206, (2017)Section
День Планеты