Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сбитые с толку чадрой

20 июля, 19:51
ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА В ТУРЦИИ ХОЗЯЙНИЧАЕТ ВЕЗДЕ / ФОТО РЕЙТЕР

23 июля миллионы турков проснутся после выборов в новой Турции. Какова будет эта Турция, трудно предугадать.

Турецкая политика, полна сюрпризов, которые кажутся сюрпризами только иностранцам. Сегодня (и это является сюрпризом для большинства людей не из Турции) в центре политических обсуждений находятся женщины, а не мужчины. На данных выборах число женщин-кандидатов от всех партий заметно возросло, как и политическая активность женщин в целом.

Данные выборы проводятся из-за того, что когда АКП, консервативная партия, находящаяся сейчас у власти, выдвинула кандидатом в президенты министра иностранных дел Абдуллу Гуля, светская элита страны насторожилась. Но дело было не в Гуле, а в его жене. Если бы Гуль стал президентом, в Турции впервые появилась бы «первая леди», носящая головной платок.

Головной платок жены Гуля восприняли как символ предстоящих изменений к худшему. По мнению светской элиты, если «первая леди» носит головной платок, вся светская система может быть подорвана.

Это вызвало беспрецедентные политические волнения, включая массовые демонстрации невиданных ранее масштабов. Слышались возбужденные разговоры о возможном военном перевороте, и армия вновь подтвердила, что является влиятельной политической силой.

В течение всех этих событий турецкие женщины находились на переднем плане. В частности, оказалось, что турецкие женщины с современным, светским, «западным» мышлением настроены показать свое неприятие существования «иных» турецких женщин.

Вопросы взаимоотношений между мужчинами и женщинами всегда были крайне важными в турецкой нации-государстве. Кемализм (представления, связанные с основателем современной Турции Мустафой Кемалем Атютюрком) является уникальным реформистским движением для мусульманского мира, т.к. он преобразовал не только государственную сферу, но и частную — права матерей, жен, сестер, дочерей. В 20—30 егоды. — годы правления Атютюрка — «новая турецкая женщина» стала образом современного, светского, режима.

Для Турции, принявшей систему кемализма вскоре после того как Франция создала свою светскую республику, различие между тем, что французы называют laicit О , и понятием секуляризации состоит не только в языковом нюансе. Религиозные символы и атрибуты в этой стране были большей частью удалены из государственной сферы, и религия считается личным делом каждого. Многие турки, впервые посещающие США, искренне поражаются царящей здесь религиозности. Их удивляют религиозные символы и надписи над входами в государственные здания, на деньгах, в зале суда.

Но в Турции головной платок не считается незначительным символом. По прошествии восьмидесяти лет после основания республики проблема с женщинами, носящими головные платки, состоит в том, что они не вписываются в картину идеальной современной турецкой женщины.

На первый взгляд кажется, что турецких женщин разделяет огромная разница в мышлении, культуре и политике. Однако при ближайшем рассмотрении данная разница оказывается надуманной. В повседневной жизни эти два типа турецких женщин более смешанны, чем часто считается. Обычным делом является, что одна сестра носит головной платок, а другая — нет или что мать носит головной платок, а ее дочери — нет.

Иногда одна из двух лучших подруг покрывает голову платком, а вторая — нет. Если вы пройдетесь по переполненной стамбульской улице, вы увидите, что женщины с покрытой и непокрытой головой практически естественно смешиваются. Почему же тогда нельзя достичь подобного же единства и в сфере политики?

Недавний опрос общественного мнения показал, что около 60% женщин в Турции покрывают головы платками вне дома. Но означает ли это, что 60% женщин носят чадру? Означает ли это, что все они поддерживают исламский фундаментализм? Ответ на оба вопроса отрицательный.

Я — писательница, и когда я пишу по-турецки, то могу использовать более восьми различных слов для обозначения головного платка. Yemeni, t Я rban, e

, sarp, Н ar , sаf... Каждое слово означает разные вещи. Разные женщины носят головные платки по разным причинам. Некоторые носят их скорее по привычке или по традиции, нежели по религиозным соображениям. Для других мотивация политическая. Не все женщины носят головные платки по причине своего религиозного консерватизма. И не все женщины, носящие головные платки, являются «невежественными» или «ущемляемыми».

Но о данной неоднозначности забывают из-за концепции «чадры». Если не учитывать никаких различий и не обращать внимания на нюансы, то можно подумать, что 60% турецких женщин носят чадру. Этот же опрос выявил, что число женщин, покрывающих голову платками исключительно или в большей степени по политическим, а не традиционным причинам, не превышает 11%. Если обратить внимание на нюансы, то заметна огромная разница — разница между утверждениями: «60% женщин носят чадру» и «11% носят чадру».

О данной неоднозначности забывают не только западные наблюдатели, но и турецкая элита. Так как идеологические столкновения здесь часто возникают вокруг вопроса женского тела и одежды, возможно, пришло время перестать спрашивать: «Как должна выглядеть идеальная турецкая женщина?» и спросить: «Должна ли вообще существовать некая идеальная турецкая женщина?». В конце концов, плюрализм является не только политическим принципом, а принципом, который в свободных обществах применяется также и к личности — к мужчинам и к женщинам.

Мы в Турции уже более 150 лет пытаемся ответить на вопрос, может ли ислам сосуществовать с западной демократией. Спустя 150 лет модернизации и «западнизации», мы пришли к однозначному ответу — «да». Турция — сложная страна с множеством дилемм. Турецкие женщины одновременно снижают и усиливают напряженность в стране.

Элиф ШАФАК — турецкая писательница, автор многих бестселлеров, среди которых «Внебрачный сын Стамбула» и «Святой зарождающихся психозов».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать