Увенчанные в «Лавре»
В эти дни киевская арт-галерея стала главным городским местом встречи искусства и зрителей — там состоялось сразу два культурных события.![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20000530/494-2-2_0.jpg)
Если первое из них — открытие выставки «Взгляд в модерн», на которой представлены живопись и графика современных украинских художников, можно назвать ординарным событием галерейного житья-бытья, то уж финальная церемония фестиваля искусств городов-побратимов «Киев майский» сотрясла и стены галереи «Лавры», и сознание видавших виды киевских театралов.
Оба события, как и все в городе в эти дни, были посвящены Дню Киева. Художники Оксана Бербека-Стратийчук, Михаил Гуйда, Андрей Злобин, Анна Ипатьева, Иван Кириченко, Светлана Кондратенко, Людмила Корж-Радько, Владимир Радько, Ирина и Марина Розувановы, Ирина Тернавская и Виктор Трубчанинов предпочли для символического поздравления Киева с очередным цветением каштанов язык сецессии — стиля, как нельзя более сочетаемого с дачными повадками родного города. «Не случайно мы выбрали именно эту тему — «Взгляд в модерн», — подчеркнул Александр Быструшкин, начальник Главного управления культуры Киева, в предисловии к каталогу, изданного к вернисажу. — Ведь тот образ Киева, который живет в сознании его жителей и остается в памяти гостей со всего мира, тесно связан с этим стилем». После оголтелой моды на искусство начало века, захлестнувшей общество в конце 80-х, интерес к «модерну» постепенно дрейфовал в область, с одной стороны, откровенного китча, а с другой — маргинальных художественных предпочтений. Собственно, выставка в «Лавре» — это в каком-то смысле последствия и той моды тоже, отрефлексированной и преобразованной в творчестве художников. Плоды этой рефлексии оказались немного приторны, но все же удобоваримы.
Стремясь дать своему детищу достойное завершение, руководитель фестиваля Виталий Малахов сосредоточил в «Лавре» отборные артистические силы. Финальная вечеринка началась необычно — во внутреннем дворе галереи уличным спектаклем польского театра «Академия руха». Представление «Духовные пиры» было, как обычно для этого интересного коллектива, продумано изящным по исполнению и глубоко провокационным по сути. Некий спиритический то ли сеанс, то ли обед, на котором четверо важных джентльменов глубокомысленно высказывают разного рода художественные, политические и прочие идеи, завершился сокрушительным вторжением настоящего автомобиля.
Пребывающие в состоянии легкого шока зрители, вернувшись в помещение галереи, очутились среди настоящего карнавала. Ставка в режиссуре вечера на музыку и экзотический фольклор полностью оправдали себя. Яркий контраст к авангарду «Академии» составили виртуозные танцы кипрского театра «Алассия». Далее, в духе модной нынче культурной глобализации вечер превратился в настоящий фейерверк необычных мелодий, невиданных нарядов и ритуалов. Пряное и звонкое выступление группы индийских танцовщиц «Ганешша Натилая» соседствовало с комическими гегами японских клоунесс «Гонинбаяши», европейская простота эстонского театра «ВАТ» — с буддистскими медитациями южнокорейского ансамбля «Е – ГА». Энтузиазм публики еще более подогревался ожиданием двух ансамблей из Чикаго — джазового и блюзового.
Афро-американский фольклор, ставший всемирно признанной музыкой, согласно распространенному мнению, наиболее адекватно воспринимается только в исполнении его исконных авторов — чернокожих музыкантов из США. Долгожданные гости, появившиеся ближе к полуночи, мнение это подтвердили с блеском, доведя разношерстную театральную публику буквально до исступления. Танцевали все: стар и млад, европейцы и азиаты, артисты и бизнесмены. «Киев майский» завершился поистине ударно. Остается лишь надеяться, что на следующем фестивале Малахову удастся организовать нечто еще более масштабное, то есть попросту грандиозное.
Выпуск газеты №:
№94, (2000)Section
День Украины