Новости главные и второстепенные
Название экспозиции «Независимые», открывшейся в центре «Мистецький Арсенал», на самом деле несколько обманчивоВедь, если речь идет об искусстве, независимыми называют полуподпольных, радикальных художников. Само определение «независимый» плохо подходит к прошлому. А вот большинство художников, чьи работы сейчас собраны в здании «Арсенала», являются полностью признанными, мейнстримными, а кое-кто уже имеет статус классиков.
Подзаголовок «Новое искусство новой страны. 1991—2011» определяет главную цель устроителей. Однако дать более-менее подробный срез происходившего в нашем искусстве после 1991 года — задача не для одного вернисажа.
На выставке представлены основные течения и группировки, возникавшие на протяжении этих двух десятилетий. Наибольшее внимание уделено постмодернистам — в частности, участникам группы «Парком» или «Парижская коммуна», которые жили и работали в доме на одноименной киевской улице (сегодня — улица Михайловская) в конце 1980-х — в начале 1990-х годов, или молодой генерации из коллективов «Р. Е. П.» («Революційний експериментальний простір», Киев), или «Soska» (Харьков). Так же цитатностью, непрерывной иронией, зависимостью от технологий видео и постановочной фотографии характеризуется большинство работ молодых художников 2000-х годов. Современные экспериментаторы, причем как молодые, так и более почтенного возраста, во многом повторяют опыт и эксперименты их более известных западных коллег и — вполне логично — выглядят вторично.
Более интересными эти постмодерные трюки становятся, когда художник ставит перед собой конкретную социальную задачу. Так, действительно остроумно выглядит бутафорская колонна, построенная «РЕПовцами» прямо в «Арсенале» и подаренная будущему музею, причем «дарственная» выставлена как отдельный арт-объект. Запоминается графическая серия одного из лидеров «Р. Е. П.» Никиты Кадана под названием «Неучтенные голоса»: рисунки ног или сумок-«кравчучек», или обуви, которую носят небогатые торговцы на бесконечных базарах под открытым небом, с короткими цитатами-исповедями — документация нелегкой жизни этих неучтенных людей. Лада Наконечная в хорошем по идее, хоть и неровном по исполнению видео «Fashion Ukraine» (2006) показывает простых покупателей, выходящих из Житнего рынка в Киеве, как моделей на подиуме. Фильм известного харьковского фотохудожника Сергея Браткова «Банка супа» (2005) — несколько проникновенных минут из жизни нищей бабушки, которая ест борщ из банки в общественной столовой.
А настоящий художественный вес «Независимым» придают те одаренные живописцы, которые определили развитие отечественного искусства в новейшие времена: самый талантливый из «Паркома», трагически погибший Олег Голосий или участники «Живописного заповедника», мастера колористической пластики Марко Гейко, Александр Животков, Тиберий Сильваши, Николай Кривенко, Анатолий Криволап. К сожалению, организаторы обошли вниманием группу «Арьергард», созданную искусствоведом Андреем Мокроусовым и художниками Александром Захаровым и Матвеем Вайсбергом — последний сейчас является одним из лучших отечественных художников.
Несмотря на некоторую неполноту, «Независимые» все же довольно убедительно обозначили сегодняшние проблемы. В том, что сейчас выставляют бывшие революционеры 1990-х и нулевых, слишком много аттракционов, слишком много бутафорий. Когда освобождение от советского пресса еще только начиналось, то принципиальная безыдейность, отказ от традиционных приемов и язвительный сарказм были актуальны. Теперь же они превратились в штамп — так же надоевший, как и цензурная заангажированность соцреализма.
По сути, «Независимые» выявили или, точнее, подчеркнули главный, известный сюжет — разительное отличие между авторским поиском, связанным с эстетично-авангардной или социальной парадигмами, и постмодернизмом, который заполонил крупнейшие галереи и загнал самого себя и своих носителей в тупик.
Выход или, точнее, выходы на выставке тоже были указаны. Часть авторов ищет новые пути на поле социальности, и это выглядит перспективным. Другие развивают собственную эстетику без провозглашения манифестов и лозунгов, просто делая свою работу. В конце концов все сводится к старой как мир вещи, которую не спрятать ни за какими формальными выдумками, — уровню таланта.
Итак, главная новость из сегодняшнего «Арсенала»: таланты у нас все же есть.
КОММЕНТАРИИ
Александр СОЛОВЬЕВ, главный куратор НКММК «Мистецький Арсенал»:
— За эти 20 лет, можно сказать, много воды утекло: полностью разрушилась прежняя система, появилась новая модель взаимодействия искусства и общества, появился рынок, и люди начали приобщаться к нему, появились вместо обслуживающих идеологию союза художников другие институции современного искусства, галереи... Поэтому главным достижением и отличительной чертой современного украинского искусства, с моей точки зрения, является его свобода и избавление от комплекса обслуги. Украина теперь новая страна, с новой политической, экономической, социальной ситуацией, с новой идеологией. Конечно же, новые условия, рождают новые мифы. Но главное чтобы искусство не поддавалось им, и не искушалось на какие-то материальные блага, а могло оставаться самодостаточным и независимым. Хочу отметить, что этот костяк, который составляет сегодняшнее украинское современное искусство, демонстрирует эту нужную устойчивость. Вместе с тем, надо было бы отметить некий минус для cовременного украинского искусства. Он заключается в том, что оно не структурировалось, не окрепло институционально. Причин, почему так произошло, много. В частности, потому что общество еще не совсем понимает творчество современных украинских художников, а те не всегда имеют возможность для адекватного диалога. К тому же и государству, не хватает понимания того, что это искусство — норма, и что оно нуждается в музеях.
Наталья ФИЛЛОНЕНКО, независимый куратор:
— С моей точки зрения, современное искусство Украины прошло довольно сложный путь. Его старт начинался после периода полной изоляции. И начинало оно, как альтернативное, никому не нужное на государственном уровне. К тому же, очень долго оно таким воспринималось и в обществе. Сейчас перестали воспринимать как «тусовку для тусовки», но все равно до сих пор некая маргинальность присуща. В большинстве наши художники великие здесь, но их по-прежнему нет в Топ-10 или Топ-100 современных мировых художников. Если говорить о спросе на работы современных украинских мастеров, то востребовано сейчас искусство, которое поднимает социальные вопросы, а качественная живопись, которая всегда была очень сильной у нас, остается как-то за бортом спроса. То есть, если надо какая-то информация об Украине и ее современном искусстве, то в большинстве сегодня для демонстрации используются фотографии Братковского, Михайлова, видео группы «РЭП»... Очень печально, с моей точки зрения, то, что тенденции в сегодняшнем украинском искусстве продиктованы вкусом коллекционера, который у нас не всегда профессионален. Нельзя, конечно, говорить, что на западе коллекционеры все эстеты и профессионалы, но у западного художника есть выбор. Ведь там работы мастеров закупают музеи, галереи. У нас такого нет. Тот же «Пинчук Арт Центр» почему-то не очень покупает работы украинских мастеров.
Наталия ЗАБОЛОТНАЯ, генеральный директор Национального культурно-художественного и музейного комплекса (НКММК) «Мистецький Арсенал»:
— Главное достижение украинского искусства времен независимости, по-моему, в том, что у нас сегодня есть независимые художники. Есть мастера, которым невозможно диктовать, в каком стиле работать. Мастера, которые чувствуют мировой мейнстрим и вливаются в него, чего не могли себе позволить их предшественники. Я много езжу по миру, посещаю различные музеи — как современного, так и классического искусства. И с уверенностью могу сказать — украинское искусство, даже современное, чрезвычайно колоритное и имеет очень яркую аутентику. И нужно это поддерживать. Конечно, условия современного мира требуют от нас быть космополитами, но очень важно в этом мировом мейнстриме сохранить свою национальную идентичность, не растерять исторической памяти. Во время подготовки выставки мы проделали колоссальную работу, чтобы найти произведения, собрать их. Сегодняшняя наша выставка на 50 процентов состоит из работ, находящихся в частных коллекциях. И это хоть немного дает надежду, что работы сохранятся. Досадно это говорить, но многие произведения, несмотря на достаточно короткий промежуток времени в 20 лет, уже потеряны. Несколько десятков художников ушло из жизни. И это — безвозвратный процесс. И так важно не терять ни одной минуты. Мы и так, если можно так сказать, уже потеряли 20 лет, ведь многие работы этого периода были даже не задокументированы; большое количество перформенсов были сняты на видео, которое впоследствии было потеряно... Я надеюсь, что когда через десять лет мы будем подводить итоги следующего десятилетия, наибольшим достижением назовем создание крупного Музея современного украинского искусства. Украинское искусство за рубежом все еще ассоциируется, в подавляющем большинстве, с народными промыслами. Когда к нам приезжают иностранцы, они знакомятся, прежде всего, с этим видом искусства, а самым популярным местом для них является Андреевский спуск. А должна быть представлена и другая сторона, так сказать, альтернативная площадка, на которой будут выставляться работы мастеров современного искусства. Оно не должно развиваться в противовес народному, а — дополнять комплексную картину. Это — признак цивилизованности.
Выпуск газеты №:
№150, (2011)Section
Фото